Война в Афганистане может продолжаться бесконечно
Война в Афганистане — самая долгая американская война, и, похоже, может продолжаться бесконечно хотя бы потому, что напоминает вьетнамскую катастрофу; из неё нет выхода без потери репутации, и с точки зрения национальной гордости на карту поставлено очень многое.
Президент Трамп утверждает, что собирается «проводить новую внешнюю политику, которая, наконец, учтёт прошлые ошибки», но унаследованному грубому просчёту ему очень трудно будет найти решение. Ситуация в Афганистане тяжела, если не катастрофична, и хотя г-н Трамп ещё не прояснил свои намерения, довольно трудно представить его одобряющим переговоры с талибами; в равной степени трудно вообразить главнокомандующего «Америкой, которая прежде всего», приказывающего своим войскам ретироваться.
Возможно, деньги могут повлиять на его окончательное решение.
Специальный генеральный инспектор США по восстановлению Афганистана (SIGAR) Джон Сопко недавно сообщил:
«В плане безопасности Афганистан нуждается в стабильной обстановке, призванной не допустить его превращение в надёжное убежище для Аль-Каиды и других террористов. С 2002 года более половины средств, направленных на восстановление страны, уходит на создание, оснащение, подготовку и поддержку Афганских сил национальной обороны и безопасности (ANDSF). Несмотря на это, ANDSF всё ещё не способны обеспечить безопасность во всём Афганистане и сдают территории мятежникам».
«Средств, направленных на восстановление страны», упомянутых г-н Сопко всего выделено $ 115 млрд, и эту потрясающую воображение цифру большинство из нас не в состоянии осмыслить. Чтобы представить, сколько это, в историческом контексте можно упомянуть, что весь план Маршалла 1948-1952 годов, — американская инициатива по восстановления всей Западной Европы после разрушений Второй мировой войны, — в текущих ценах составляет $ 103 млрд. Крошечный Афганистан поглотил ещё больше, но остается районом бедствия. Важен выпущенный 25 января отчёт Transparency International, который отводит Афганистану 169 место из 176 в индексе коррупции и отмечает, что в стране «не существует всеобъемлющих правовых рамок для предупреждения, выявления и преследования коррупции».
По словам г-на Сопко,
«...чересчур быстро сбрасывая слишком крупные массы денег в слишком маленькую экономику при очень слабом контроле, Соединённые Штаты принесли в Афганистан чрезвычайно значительные проблемы. Недостаточное понимание афганских политических и социальных реалий привело к нереалистичным срокам выполнения и ложным предположениям о том, что было возможно».
Функционер SIGAR подвёл итоги в слишком мягких выражениях. Он мог бы прямо сказать, что после того, как в 2001 году Соединённые Штаты вторглись в Афганистан, они втянулись в полномасштабные боевые действия, оттолкнув тем самым миллионы афганцев, поскольку Пентагон не имеет ни малейшего представления о «политических и социальных реалиях» ни одной страны мира. (Часть сухопутных подразделений старательно пыталась разобраться в местных реалиях, но ничего не получилось, потому что боевые командировки были слишком скоротечными, а командиры желали побед в пересчёте на захваченные территории и потери, а вовсе не оперировали понятиями социального взаимопонимания.)
Военный альянс США-НАТО контролировал войну с 2003-го по 2014 годы, затем было объявлено, что боевые действия прекращаются и после сокращения группировки американских войск часть подразделений останется в стране до конца 2016 года (они там находятся и в настоящее время). Несколько тысяч американских солдат, в основном подразделения специального назначения, в рамках операции «Несокрушимая свобода» продолжают боевые действия, но воинские контингенты других стран ограничиваются подготовкой и консультированием афганской армии, военно-воздушных сил и полиции.
В 2008 году в предвыборной речи г-н Обама заявил, что «сделает борьбу с Аль-Каидой и талибами наивысшим приоритетом из возможных. Это война, которую мы должны выиграть». Но война была уже проиграна. Затем в 2013 году он заявил, что вывод американских войск возможен, поскольку «наша основная цель — лишить Аль-Каиду возможности разрастаться, разрушить её и убедиться, что она не сможет снова атаковать нас — достигнута, или очень близка».
Это было умышленным игнорированием реальности, потому что страна уже сваливалась в гражданскую войну, разрозненные отряды мятежников создавали хаос, пока бесчисленное количество деятелей в кабульском правительстве и связанных с ним персон вели политические игры, получали огромные суммы денег и покупали дорогие особняки в Дубае. Вопреки очевидности они надеялись, что афганская армия сможет одержать верх над талибами и другими мятежниками, но этого не произошло, а вот американские спецподразделения нарастили число операций.
Печальная истина в том, что иностранное вторжение в Афганистан было сродни катастрофе и поставило страну на грань анархии, несмотря на то, что в неё продолжали закачивать массу денег, особенно Соединённые Штаты. Это не имело смысла, и президент Трамп сказал, что он хочет покончить с расточительными тратами. В конце концов, именно он в ходе предвыборных речей заявил:
«Наши противники [демократы] это те же — задумайтесь — кто потратил $ 6 триллионов на войны на Ближнем Востоке — мы могли дважды перестроить нашу страну — те же, что принесли лишь больше терроризма, больше смертей, и больше страданий — представьте себе, если бы эти деньги были потрачены дома».
По поводу расточительности Трамп прав (хоть цифра в $ 6 трлн. и сомнительна), и если он действительно полагает, что строить у себя дома лучше, чем воевать за границей, вероятно, он немедленно перекроет Афганистану вашингтонский финансовый кран, через который в 2017 году запланировано перекачать ещё один 4,6 млрд. долларов.
Так будет президент придерживаться публично объявленного принципа и откажется ли от Афганистана ради «Америки прежде всего»?
Разведывательно-аналитическая компания Strategic Forecasting Inc. (Stratfor) отмечает, что перед вступлением в борьбу за пост президента «Трамп опубликовал видео, где утверждал, что решение Соединённых Штатов о вторжении в Афганистан было ошибкой и войска должны быть выведены. Он придерживался смягчённой версии этой точки зрения на протяжении всей предвыборной кампании, выставляя себя решительным технократом с нулевой толерантностью к ненужным тратам».
Если талибы захватят Афганистан, крайне маловероятно, что это будет представлять какую-либо прямую угрозу Соединенным Штатам. Жизнь обычных граждан превратится в ад, но с каких это пор Вашингтон волнуют такие мелочи? Ни один из мятежей и переворотов в Ливии, Сирии и на Украине не привёл к улучшению жизни несчастного населения, якобы облагодетельствованного вашингтонским вмешательством.
Президент Трамп заявил, что «с этого дня только интересы Америки будут на первом месте. Америка прежде всего … мы защищали границы других стран, отказываясь защищать собственные; растратили триллионы долларов за пределами страны, а в это время американская инфраструктура приходила в негодность и ветшала». Но извлечёт ли он на самом деле «уроки из ошибок прошлого»?
На первый взгляд его обещание выглядит свидетельством намерения остерегаться дальнейших дорогостоящих катастроф, вроде устроенных в Афганистане, Ираке и Ливии — хотя он выкроил время во время инаугурационного бала в Вашингтоне, чтобы переговорить по видеосвязи с американским воинским контингентом в Афганистане и сказать им, что «я всецело с вами … мы будем делать это вместе». Безусловно, это был тщательно выверенный жест по установлению связей с [армейской] общественностью — но далеко не обещание того, что при Трампе Соединённые Штаты будут и далее выделять ресурсы на будущее Афганистана.
Окончательное его решение вполне может основываться на итогах всестороннего рассмотрения с тройкой генералов, назначенных им высокие посты. Генералы Маттис, министр обороны; Келли, министр внутренней безопасности; и Флинн, советник по вопросам национальной безопасности, — не те, кто не склонен высказываться прямолинейно. И при этом они не отказываются вести войну. В конце концов, именно этим они занимались всю жизнь. То, что их войны закончились принудительным выселением, принудительной же иммиграцией и смертью миллионов к делу не относится.
Война в Афганистане — экономический, социальный, моральный и военный провал, но мы можем предполагать, что она продолжится ещё долго. Кабульское правительство будет колебаться от нерешительности до имеющих пагубные последствия решений, и будет процветать коррупция, пока афганское население будет страдать от невообразимых тягот и жестоких и фанатичных сторонников экстремистского ислама, развлекающимися в своё удовольствие убийствами ради убийств. Так же, как и нынешний шеф Пентагона генерал-интеллектуал Маттис, заявивший:
«Вы отправляетесь в Афганистан, [там] вы столкнётесь с типами, пять лет раздающими окружающим их женщинам тумаки за то, что те не носят паранджу. Знаете что, в любом случае в этих пугалах нет ничего мужского. Так что стрелять в них чертовски весело».
Надеяться, что во внешней политике президента Трампа будут учитываться «ошибки прошлого» — слишком оптимистично. Продолжаем стрелять.
Похожие статьи:
Происшествия → В Сирии около 60 000 человек покинули свои дома из-за боев между исламистами
News → Сирия: упреждающий удар танкистов по скоплению бандитов
Происшествия → Общее число жертв оползня в Афганистане может превысить 2700 человек
Мнение редакции может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Благодарим каждого зрителя за внимание к нашему творчеству, за ваши комментарии. - 13272295
Нет комментариев. Ваш будет первым!