Два года назад в Киеве начался так называемый «евромайдан», закончившийся свержением легитимной власти и запустивший цепочку событий, которые изменили Украину до неузнаваемости.
Порожденный майданом кризис легитимности власти, когда право делегировать властные полномочия перешло от народа Украины к маргиналам на киевских улицах, спровоцировал гражданскую войну и распад государства. Сомнительное во всех отношениях Соглашение об ассоциации Украины с ЕС не открыло Украине перспектив на европейском рынке, но закрыло рынок российский. Стагнация во всех сферах жизни государства и общества сопровождается разгулом прикрывающихся националистическими лозунгами банд преступников, пенсионеры кончают жизни самоубийством, получив счета за коммуналку, а единственным успешным предприятием на Украине остается компания «Рошен»…
Два года назад тогдашний президент Украины Виктор Янукович, по мнению многих экспертов, имел возможность всего этого не допустить. И именно бездействие Януковича, как полномочного лица, привело к нынешнему кошмару на Украине. Имея все необходимые рычаги влияния и законные поводы для ликвидации деструктивного и опасного для государства протеста, Янукович пошел на заведомо трагическую сделку. Это и стало поводом для обвинений тогдашнего президента в предательстве со стороны его бывшего электората и преступном бездействии со стороны юристов.
О том, на каком этапе можно было предотвратить трагедию, и что для этого должен был сделать Виктор Янукович порталу RUSSKIE.ORG рассказал эксперт по вопросам внешней и внутренней политики Украины, украино-российским отношениям и политическим технологиям Ростислав Ищенко.
— С самого начала событий на Майдане, если я не ошибаюсь еще 10 декабря, Вы предрекали поражение Януковича и всего режима в целом. И даже в те моменты, когда, казалось бы, назревшую проблему можно было решить при участии западных посредников, вы все равно говорили о том, что тогдашнюю украинскую власть ждет крах. Действительно ли, с Вашей точки зрения, Янукович был обречен, и в какой момент мосты были сожжены?
— Теоретически у Януковича была возможность удержаться как раз, наверное, где-то до 10 декабря. Практически, исходя из его характера, реализовать эту возможность он почти не мог. Дело в том, что мы имели уже опыт майдана 2004 года, и в 2014 году можно было не сомневаться в том, что любые западные посредники будут только обеспечивать переход власти от Януковича к оппозиции, как это происходило в 2004-м. Любые переговоры при участии западных посредников однозначно ставили Януковича в невыгодную ситуацию.
С другой стороны, у него была возможность, опираясь на законы и Конституцию, просто подавлять государственный переворот, то есть интернировать лидеров майдана, возбуждать уголовные дела, разгонять массовку. Там, где была бы попытка вооруженного сопротивления, предпринимать соответствующие решения.
Почему 10 декабря? Потому что 10 декабря была сделана первая попытка разгона майдана, и фактически он был разогнан. Там оставалось зачистить только горгосадминистрацию. Однако «Беркут» был отозван, майдан пришел на свое место, и начались переговоры при участии западных послов. То есть Янукович сделал шаг назад. И это показатель того, что в идеальной для себя ситуации Янукович не справился, когда стоило разогнать майдан, а потом уже разводить руками и говорить: читайте украинские законы. А если ты делаешь шаг назад, приступаешь к переговорам, значит ты ослабляешь свои собственные позиции. Те люди, которые тебя поддерживают, в том числе в силовых структурах и в бюрократическом аппарате, начинают колебаться. Они начинают думать: вот он сейчас договорится, а с нами что будет? И если ты на пике своих возможностей не подавил сопротивление, то все последующие этапы ты будешь все слабее и слабее.
К чему Янукович пришел? У него было три попытки разгона майдана, и каждый раз он «Беркут» отзывал. И последний раз отозвал вот как раз 19-20 февраля, после чего с трудом избежал гибели. Поэтому, с моей точки зрения, в том момент, когда Янукович сказал, что будет решать вопрос путем переговоров, он подписал себе приговор. Переговоры можно вести с оппозицией, но нельзя вести переговоры с мятежниками. Когда начат государственный переворот, он либо подавляется, либо власть уходит. Потому что договариваться с мятежниками можно только о своем уходе — больше ни о чем.
— А была ли у Януковича возможность вернуться после февральских событий, после того как он уехал?
— Нет, однозначно, этой возможности не было. Янукович накануне майдана имел рейтинг около 15%, то есть он к тому времени уже разочаровал своих собственных избирателей, не выполнив ни одного обещания. Янукович ведь начал реализовывать ту же самую политику, которую до него реализовывали оранжевые, то есть политику евроинтеграции и подавления русского движения на Украине. В тот момент, когда начался майдан и когда была еще надежда, что Янукович его разгонит, его рейтинг взлетел до 40%. И не потому, что Януковича вдруг резко полюбили, просто люди понимали, что если Янукович разгонит майдан, он себе полностью отрежет путь на Запад. Там такие вещи не прощают. И, следовательно, народ сделал вывод, что если майдан будет разогнан, значит Янукович, хочет он этого или не хочет, должен будет реализовывать ту самую пророссийскую политику, которой от него ждали его избиратели. Поэтому его рейтинг взлетел.
Когда он все сдал, бежал и фактически предал и бросил людей, которые его поддерживали, естественно, тогда его рейтинг на Украине стал абсолютно нулевым. Одни ненавидели его, потому что они его ненавидели всегда, другие — потому что он их предал и фактически своим бездействием сделал возможным нацистский переворот. Поэтому возвратиться он может только для того, чтобы предстать перед судом, а судить его будут и одни, и вторые.
— Бытовало мнение, что Российская Федерация держит Януковича в качестве некого козыря, чтобы его потом в нужный момент достать из рукава и кинуть в игру на Украину.
— Козырем он мог бы быть, если бы у него была какая-то поддержка в народе. Даже когда он формально оставался легитимным президентом, использовать Януковича в качестве козыря было нельзя. Конечно, теоретически можно было получить (и оно было получено) обращение легитимного президента, послать войска, привести его к власти. Но в таком случае Янукович сидел бы на российских штыках, ненавидимый полностью всем населением. И, по сути дела, это была бы никому не нужная авантюра, и естественно, что эта ненависть перетекла бы потом и на России.
Поэтому мероприятие по его возвращению на Украину было бы совершенно бессмысленным, а без поддержки он туда вернуться не может. Я даже не уверен, что он дождется суда, что его будут судить, причем неважно к кому в руки он попадет: к ополченцам или к нацистам. И одни и другие относятся к нему примерно одинаково. Он ничего из себя не представляет на сегодня. Срок его полномочий истек. Мир признал легитимность избрания Порошенко.
— В том числе и Россия.
— В том числе и Россия. Следовательно, если бы не было признания полномочий Порошенко, то тогда можно бы было говорить о возвращении Януковича. А так наступило два момента: избран новый президент и истек срок полномочий старого. Все, он сейчас частное лицо. Причем если б оно пользовалось на Украине авторитетом, то его можно было бы рассматривать как перспективного политика. А так — его надо просто охранять от граждан Украины.
Похожие статьи:
СМИ → Вашингтон впал в бешенство от рассказа Стоуна
СМИ → Стрелков призвал отдать Януковича украинцам
Политика → Ростислав Ищенко: Поездка Порошенко в США
СМИ → Порошенко подписал закон для Януковича
Видео → 60 минут. Несостоявшийся допрос Януковича (25.11.2016)
СМИ → Ярош пригрозил Порошенко судьбой Януковича
Мнение редакции может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Благодарим каждого зрителя за внимание к нашему творчеству, за ваши комментарии. - 13497940