2022: год AUKUS по англосаксонскому календарю

4 января 2022 - vip

Возникновение трехстороннего военного альянса Австралия-Великобритания-США, получившего звучное название AUKUS, было неожиданным для большинства аналитиков и даже партнеров указанных стран по НАТО. Впрочем, наибольшее возмущение вызвал не столько уровень доверия между союзниками, сколько финансовая сторона вопроса: после того, как Австралия в одностороннем порядке аннулировала сделку с Парижем по поставке подводных лодок на 56 миллиардов евро, глава МИД Франции Жан-Ив Ле Дриан назвал AUKUS «ударом в спину».

 

17 сентября 2021 Франция в знак протеста в связи с заключением данного пакта отозвала для консультаций своих послов из Канберры и Вашингтона. На уровне заявлений Париж поддержала глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен, заявив о том, что «с одной из наших стран-членов поступили неприемлемо», а значит, Еврокомиссия требует ответа – что случилось и почему.

По всей видимости, ответы из Вашингтона были получены в достаточно убедительной форме: громкий, казалось бы, скандал угас так же быстро, как и сформировался. Несмотря на высказанные Парижем на уровне главы МИДа сомнения в прочности дальнейшего французского сотрудничества с НАТО, в данный момент стабильности североатлантического альянса, по внешним признакам, ничто не угрожает.

 

Эта история, в очередной раз показавшая истинную расстановку сил в НАТО и уровень «доверия» членов друг к другу, безусловно, может восприниматься как симптоматичное событие.

Однако, важно тут другое: в сжатые сроки и в условиях секретности две страны НАТО, обладающие крупнейшими среди членов альянса флотами, заключили договор с Австралией. А повод для этого пакта был достаточно серьёзен, чтобы пренебречь протестами Франции, и недовольством, в силу солидарности, других крупных союзников по НАТО в Европе.

О том, что создание AUKUS стало главной внешнеполитической целью США на 2021 год, прямо было сказано устами пресс-секретаря Белого дома Джен Псаки. Точнее, главных результатов американской дипломатии было три – упоминалось также абстрактное «восстановление лидерства США в международных организациях» и «объединение мировых руководителей для решения глобальных проблем», но конкретный результат был один.

Причина, по которой AUKUS прямо и косвенно состоялся как приоритет американской внешней политики, вполне очевидна – это Китай. Или, как ещё более конкретно высказался в интервью Би-би-си Гай Букенштейн, старший директор по обороне и национальной безопасности правительства Северной территории Австралии, «три страны проводят черту, чтобы начать и противостоять агрессивным действиям Коммунистической партии Китая в Индо-Тихоокеанском регионе».

 

Меры, которые будет использовать AUKUS, были объявлены сразу же после провозглашения нового военного блока. Премьер-министр Австралии Скотт Моррисон сообщил, что первой крупной инициативой AUKUS станет поставка атомного подводного флота для Австралии. Начать серийное производство АПЛ предполагается не позднее середины 2023 года на верфях австралийской Аделаиды, но техническую и организационную функцию фактически возьмут на себя США и Великобритания.

Построить флот АПЛ, способных длительное время находиться в боевом походе, дал понять Скотт Моррисон, нужно в сжатые сроки. Именно неприемлемый горизонт исполнения «французского» контракта, а также характеристики подлодок, которые по нему должны были строиться, были обозначены как главная причина одностороннего выхода Австралии из соглашения.

Первые подлодки – дизельные, а не атомные – по контракту с французской Naval Group от 2017 года, Австралия получила бы «возможно к 2038 году» и вряд ли бы эти лодки соответствовали технологическим требованиям момента, подчеркнул Скотт Моррисон. Что, впрочем, не совсем корректно с точки зрения технического задания, предполагавшего создание лодок, «превосходящих все имеющиеся по региону». Кроме того, соглашение было рассчитано не только на строительство лодок, но и на создание инфраструктуры для их базирования, а также техническое обеспечение и подготовку экипажей в течение 50 лет.

В истории отвергнутого Канберрой соглашения есть примечательный момент – Париж выиграл конкурс в конкуренции с Токио. Не последнюю роль в принятии решения играло то, что сотрудничество Австралии с Японией могло бы вызвать сложности с Китаем. Как можно видеть, спустя неполные четыре года с момента подписания соглашения с Парижем этот фактор уже не принимается во внимание.

 

«Малобритания»

Стоит отметить, что AUKUS не сводится к строительству подводных лодок – не менее 8, как отмечал Скотт Моррисон. Премьер-министр Австралии обещал не останавливаться на текущих «военных» 2% ВВП, а среди вооружений, которые станут доступны Австралии, упоминались крылатые ракеты Tomahawk американского производства для оснащения австралийских эсминцев. А также, что даже более важно с точки зрения стратегической перспективы, озвучен тезис о создании национальной военной индустрии Австралии на базе американских ракетных технологий.

Современная армия Австралии, по данным Global Firepower Index, занимает 19- место в мире и насчитывает общим числом 80 тысяч человек (+20 тысяч резервистов) при условии, что в стране проживает свыше 25 миллионов человек. Королевский военно-морской флот состоит из 48 надводных и подводных судов – со своей спецификой.

Так, у Австралии есть достаточно редкие на общем мировом фоне универсальные десантные корабли «Аделаида» и «Канберра», способные нести до 18 ударных вертолетов каждый. Подводных лодок у Австралии всего шесть – дизель-электрических типа «Коллинз», которые были спроектированы в 1987-1989 гг. шведской фирмой Kockums и построены в Аделаиде с 1990 по 2003 год.

Планы по строительству восьми атомных подводных лодок означают кратное усиление количественных и тем более качественных боевых возможностей австралийского флота, до этого момента неспособного выполнять задачи, отличные от чисто-оборонительных. Кроме того, оборонное ведомство Австралии объявило о начале постоянной программы по обучению «атомных» специалистов, способных обслуживать многочисленный атомный подводный флот, выделив на поиск нужных талантов финансирование.

Сразу после заключения пакта AUKUS в Вашингтоне прошел на редкость формальный брифинг для СМИ, с практически полным отсутствием конкретики в ответах. Однако между строк читалось, что «наращивание мышц» Австралии не будет ограничено подлодками и ракетами. Один из журналистов задал вопрос – действительно ли AUKUS предполагает доступ американских бомбардировщиков и истребителей к австралийским аэродромам, и справедлива ли информация о создании в Австралии полноценной отрасли по производству боеприпасов. Эти тезисы опровергнуты не были.

Интересно, что представитель Белого дома вывел на первый план в AUKUS Великобританию, напомнив, что совсем недавно состоялось «значительное развертывание британских войск по всему Индо-Тихоокеанскому региону — очень успешное развертывание авианосной группы».

Напомним, речь идет о дальнем походе в Индо-Тихоокеанский регион флагманского корабля Королевского военно-морского флота Великобритании – авианосца «Куин Элизабет» – который вышел в море в мае, а вернулся в Портсмут 10 декабря.

В семимесячном походе авианосец сопровождали восемь кораблей и судов поддержки, а также подводная лодка. Помимо того, что это был первый за долгие годы выход британского флота в дальние воды, поход запомнился инцидентом 17 ноября, когда британский истребитель F-35B, стартовавший с борта «Куин Элизабет», практически сразу упал в Средиземное море.

«Очевидно, что у Великобритании есть огромные обязанности и интересы в Европе и на Ближнем Востоке, но она также имеет глубокие исторические связи с Азией, - продолжил представитель действующей администрации президента США Джо Байдена. - Я думаю, что они дали нам понять, что действительно хотят сделать больше в будущем, и я думаю, что это четкий и решительный следующий шаг на этом поприще».

«Желание Великобритании существенно активизировать свою игру в Индо-Тихоокеанском регионе» неоднократно подчеркивалось в ходе брифинга. Тем самым был сформирован вполне чёткий месседж – чем бы ни был AUKUS, передовым отрядом данного блока Вашингтон намерен выставить Великобританию. Австралия же в рамках этой концепции становится в военном плане самым дальним английским островом, а упомянутые 8 подлодок, скорее всего, будут построены британскими руками.

Позднее эта точка зрения была поддержана рядом авторитетных экспертов. Подробно вопрос изучает в статье для The Diplomat Дэвид Камру – научный сотрудник и профессор Центра международных исследований (CERI) парижского Института политических исследований (ET) и Вьетнамского национального университета (USSH) в Ханое.

Так, у американских верфей попросту отсутствует свободное место в графике на ближайшие десятилетия, а потребности Австралии, скорее всего, будут сводиться к субмаринам меньшего размера, которые производятся для ВМС США. Скорее всего, считает Камру, будущей основой атомного подводного флота Австралии станет вариация подлодки класса Astute британского флота. Американские производители, такие как Lockheed Martin, предоставят системы вооружения, однако основной их вклад будет выражаться в создании высокотехнологичного оружия.

Камру пишет, что накануне сообщения об AUKUS стало известно о просьбе главкома Королевским военно-морским флотом Австралии к своему британскому коллеге о поддержке.

 

«Эта просьба понятна: исторически австралийский подводный флот зависел от опыта Королевского военно-морского флота, и ряд старших офицеров родом из Великобритании. Но помимо вопросов товарищества, по вполне рациональным причинам британцы, похоже, ухватились за эту возможность.

На практическом стратегическом уровне AUKUS позволит Великобритании получить больше прав на постоянное базирование своих собственных атомных подводных лодок в Австралии. Это позволило бы обеспечить более устойчивое военно-морское присутствие в Индо-Тихоокеанском регионе, а не кратковременное развертывание, как в настоящее время», - считает Камру.

Всего через два дня после объявления AUKUS британское правительство заключило два контракта с BAE Systems и Rolls-Royce на первоначальные проектные работы по новому поколению атомных подводных для Королевского флота. С промышленной точки зрения имеет большой смысл разделить затраты на проектирование с надежным партнером-клиентом, то есть Австралией, тем более что BAE Systems уже имеет там значительное присутствие, считает Камру.

«Я думаю, что процесс следующих 18 месяцев должен помочь определить, что конкретно это означает», - резюмировал представитель Белого дома речь об амбициях Великобритании в новом военно-политическом блоке. Тем самым снова обозначив первую половину 2023 года как некую точку бифуркации в реализации проекта AUKUS.

 

Рейтинг: +1 Голосов: 1 1113 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!