Было весело, а будет ещё веселее.
Армагеддон в эфире.
2 часа пессимизма, заряжающего оптимизмом.
Ведущий не для слабонервных.
"От трёх до пяти" с Евгением Сатановским.
О еврейском празднике Пуриме. Гость Евгения Сатановского и Сергея Корнеевского в студии «Вестей ФМ» – раввин Довид Карпов.
КАРПОВ: Когда я думал, о чём начать, тут прямо дата, мимо которой мы не можем пройти. Потому что когда мы говорим про вот эту древнюю историю, пуримную историю, праздник называется Пурим (немножко мы об этом тоже поговорим), где, в общем-то, по сути, речь идёт о некой придворной интриге, когда нашёлся злодей – Аман, который по некоторым причинам решил уничтожить всех евреев Древней Персии. А всех евреев Древней Персии – это имеется в виду всех евреев, вообще на тот момент существовавших на земле.
САТАНОВСКИЙ: Ну, уже нигде, кроме Персии, тогда они и не жили.
КАРПОВ: Да. Потому что это был как раз период расцвета Персидской империи, она была величайшая, одна из величайших империй вообще, а на тот момент величайшая империя. И все практически евреи находились в Персии.
САТАНОВСКИЙ: От Самарканда и Индии она была, собственно говоря, до Египта в некоторые периоды и до Греции.
КАРПОВ: Нет, Самарканд мы не будем трогать. Она была, как написано, от Индии до Эфиопии, но это, как говорится, фигура речи. Реально 127 провинций, и, в общем, проще сказать, что туда не входило вот из тех цивилизованных стран, которые на тот момент были. Не входила Греция, которую они пытались завоевать, как мы знаем, там Фермопилы, Марафон, но в общем-то им не удалось. А в остальном практически весь цивилизованный мир был под властью Древней Персии. Но потом была некая придворная интрига, в общем называя вещи своими именами, в которой участвовала царица Эстер, она же Есфирь, участвовал мудрец Мордехай (Мордахей, как его в православной традиции именуют)...
САТАНОВСКИЙ: Скажем так, дядя.
КАРПОВ: Да, он был дядей, совершенно верно, а по совместительству ещё и муж, но это не так важно. Важно то, что в результате царь Ахашверош, он же Артаксерс, который в начале позволил Аману издать указ об уничтожении евреев, он же этого Амана и повесил. Я, конечно, пересказываю в двух словах.
САТАНОВСКИЙ: За утерю доверия.
КАРПОВ: Да. За утрату доверия, совершенно верно. И вот что интересно, что казалось бы эта история они актуальна только для людей того поколения. Кто о ней будет вспоминать там через 100 лет, через 200, а уж тем более вот сейчас? Но! Не будем забывать, что книга Есфирь – это часть Ветхого Завета, уходит в Канон, то есть это святая книга, и этот праздник, то есть праздник, который по следам этих событий, он до сих пор отмечается в еврейской общине. Но это бы ладно бы, но оказывается, как обычно мы всегда стараемся найти вот эти параллели и меридианы, эти точки пересечения, и вот сейчас мы как раз, не отходя от кассы: сегодня 6 марта, то есть вчера было 5 марта. Для любого российского, а тем более советского человека, 5 марта – это знаковый день. То есть, наверное, много что в этот день произошло, но прежде всего это, конечно, кончина...
САТАНОВСКИЙ: Так Сталин помер!
КАРПОВ: Да! Сталин помер. Но...
САТАНОВСКИЙ: Хотя студентов вот сейчас спрашивают, я говорил, слушай, удивительная вещь! В Высшей школе экономики на вопрос, что случилось в этот день, одного единственного умного профессора одна единственная девушка на два потока осторожно сказала ("Кто помер-то?" – такой наводящий вопрос): "Мэр Хабаровска? Вы его знали?" Действительно, в этот день помер какой-то мэр Хабаровска.
КАРПОВ: Ну, вообще много, наверно, кто в этот день помирал так же, как и рождался.
САТАНОВСКИЙ: Ну, вот...
КАРПОВ: Слушай, Жень! Страшно сказать, если ты там... подойдёшь к молодёжи, не каждый тебе назовёт всех четырёх битлов. Так что о чём ты говоришь, о "каком-то" Сталине..
Мнение редакции может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Благодарим каждого зрителя за внимание к нашему творчеству, за ваши комментарии. - 13184575