Поздним вечером 29 мая мир вспомнил о том, кто такой Аркадий Бабченко. Вспомнил благодаря печальному событию — было объявлено о том, что российского гражданина застрелили на лестничной площадке дома в Киеве, где он жил. Тело Аркадия, лежащего в луже крови, обнаружила его жена. Рядом, по поступившей в СМИ информации, лежали три гильзы от пистолета Макарова. Журналистам рассказали и про скорую, в которой Бабченко скончался, не доехав до больницы.
Заявления украинской стороны о том, что виновата Россия, прозвучали уже через несколько часов. Глава украинского МИД Павел Климкин высказался в том смысле, что убийство можно расценивать как попытку дестабилизации ситуации на Украине. Причем заявление было сделано не где-нибудь, а перед Советом Безопасности ООН на специальном заседании.
Дальнейшая тактика безосновательных обвинений, видимо заимствованная украинской элитой у британских коллег, не менялась на протяжении суток. А к вечеру следующего дня выяснилось, что Аркадий Бабченко жив. И мировое сообщество, мягко говоря, удивилось.
Давайте же освежим в памяти детали биографии Аркадия Бабченко: солдата, журналиста и перебежчика. Человека, выжившего в двух чеченских войнах и морально павшего на полях войны информационной.
Родился Аркадий в 1977 году в Москве. В 1993, когда страну раздирал путч, поступил в ВУЗ, где обучался юриспруденции. Образование ему пришлось заканчивать после службы в армии. Служба эта привела его в Моздок, где в то время кровь лилась рекой. Вернувшись с первой чеченской и, закончив образование, Бабченко решил принять участие во второй чеченской кампании, отправившись туда в 99-м по контракту. Уволившись в запас, он начал заниматься журналистикой. Журналистикой, естественно, военной.
На этой ниве он добился определенных успехов: побывал в Грузии в 2008 году, был и в других регионах, где шли столкновения. Какое-то время, правда, чтобы свести концы с концами, журналисту пришлось переквалифицироваться в таксисты.
Политические взгляды Аркадия все это время развивались в оппозиционном направлении. Он не принял Медведева в качестве президента, заявив, что «один царь передал власть другому». Он участвовал в митингах оппозиции на проспекте Сахарова в Москве, когда стало известно, что Владимир Путин будет баллотироваться в президенты в 2012 году. Воспринял резко в штыки воссоединение Крыма с Россией. В рамках своего проекта «Журналистика без посредников» он написал крымчанам «письмо», где очернил практически все российское.
Ну и далее все стало совсем плохо. Когда в декабре 2016 года над Черным морем разбился Ту-154, в котором летел не только Ансамбль песни и пляски имени Александрова, но и его коллеги-журналисты, Бабченко разразился длинным постом, где рассказывал, что нет у него ни сочувствия, ни жалости. К слову, на борту была также глава фонда «Справедливая помощь» Елизавета Глинка, известная как Доктор Лиза. О ее гибели, о которой Аркадий не мог не знать, он, в сочащемся ядом посте, никак не упомянул.
Разумеется, после такого поступка в сторону Бабченко полетели вполне заслуженные камни. Не сумев отстоять себя на российской земле, в феврале 2017 года Аркадий Бабченко уехал за границу. Жил в Чехии, Израиле, потом переехал на Украину, где работал на местном телевидении до самой своей несостоявшейся смерти.
Официальные лица на информацию об убийстве Бабченко отреагировали сдержанно. Пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков назвал случившееся трагедией.
«Погиб гражданин России. У него большая семья, которая лишилась своего кормильца, и мы соболезнуем родным и близки. Мы решительно осуждаем это убийство, и мы надеемся на настоящее, а не показушное расследование с целью выявления тех, кто за этим убийством стоит. В последнее время, к сожалению, Украина становится очень опасным местом для работы журналистов. Мы знаем, что там гибнет много людей, много журналистов. Журналистов выгоняют из страны», — отметил Песков.
Что ж, первые два предложения — чисто человеческая реакция, остальное – оценка, вполне адекватная реальности. За четыре года на Украине погибли четыре российских журналиста. Самым громким стало убийство Павла Шеремета, подорванного в автомобиле в 2016 году. Это преступление до сих пор не раскрыто. К слову, в нем также поспешили обвинить Россию, не предоставив никаких доказательств.
Премьер-министр Украины Владимир Гройсман практически прямо сказал, что виновата в смерти Бабченко Россия. Москва-де не простила журналисту честности и принципиальности.
Вообще, обвинять Россию в том, что она кому-то что-то не простила и решила отомстить — модно в этом сезоне. Почему-то никто не боится выглядеть глупо, обосновывая обвинения подобным детским предлогом. Идет ли речь о массовом отравлении неизвестным веществом в Великобритании, или о трех пулях, выпущенных в российского гражданина в Киеве — не важно, во всем виновата пресловутая «рука Кремля».
И все разворачивалось бы по сценарию «дела Скрипалей», но Украина решила «и рыбку съесть, и косточкой не подавиться». Как рассказал представитель СБУ на следующий день, атаки не было. Была инсценировка, имевшая целью защитить Бабченко, и вывести на чистую воду его заказчика. На пресс-конференции, где об этом было объявлено, присутствовал и сам воскресший из мертвых журналист.
Вот только вера информации, поступающей из уст украинских властей, вышеуказанной пресс-конференции не пережила.
После того как стало известно, что Украина обманула не только международное сообщество, включая Совет Безопасности ООН, но и собственных политиков, которые впрочем, не поспешили взять свои слова назад, в адрес дезинформаторов посыпалась критика.
Международная федерация журналистов, крупнейшая организация, насчитывающая около 600 тысяч членов в почти 150 странах, опубликовала заявление, в котором указала на то, что данная акция подрывает доверие к журналистике.
А вот представитель ОБСЕ по вопросам свободы СМИ Арлем Дезир уже успел отправиться в Киев для выяснения обстоятельств «смерти». Узнав, что это было фальшью, Арлем испытал облегчение, сменившееся возмущением.
«Я осуждаю решение распространять ложную информацию о жизни журналиста. Государство обязано предоставлять правильную информацию общественности», — сообщил он на своей странице в Facebook.
Даже министр иностранных дел Латвии, настроенной традиционно прохладно по отношению к России, был в недоумении.
«Я не понимаю таких «спецопераций», это для меня непостижимо. Конечно, единственная хорошая новость во всей этой истории та, что он жив», — отметил Линас Линкявичюс.
Генпрокурору Украины и руководителю СБУ пришлось даже объясняться перед руководителями диппредставительств стран «Большой восьмерки».
Петр Порошенко же после новостей об инсценировке отреагировал в свойственной ему гротескной форме. Он назвал произошедшее «блестящей операцией героев из СБУ», снова обвинив во всем Россию.
Сама Россия, тем временем, недоумевающее пожимала плечами, радуясь, что никто не умер.
Пока дипломаты всего мира давали оценку лжепокушению, на Украине успели поймать предполагаемого организатора. Им оказался бизнесмен Борис Герман, имеющий долю в украино-немецкой фирме «Шмайсер». Компания эта производит оружие и боеприпасы, не являясь при этом государственной. Герман принимал участие в антитеррористической операции ВСУ в Донбассе и, вообще, не похож на человека, который стал бы организовывать убийство оппозиционного к политике России журналиста. На допросе он заявил, что действовал в согласии с украинской контрразведкой. Вот только последняя этой информации не подтвердила.
Очень похоже, что СБУ нашла «козла отпущения», сначала завербовав для проведения провокации, а после повесив на него всех собак. Кстати, сам Бабченко заявил, что доказательств того, что СБУ не спровоцировали покушение на него сами, у него нет. И вообще он принял все, что было сказано ему украинской спецслужбой, на веру.
«Ну не знаю, я поверил. Если вы меня спрашиваете, есть ли у меня доказательства, что это не провокация СБУ — нет у меня таких доказательств. Вы меня спрашиваете, есть ли у меня доказательства, что это не не провокация? И таких доказательств у меня нет, я не знаю. Я поверил, мы это дело сделали», — заявил Аркадий Бабченко.
Очень профессионально для журналиста. Однако остался ли после всего произошедшего Бабченко журналистом? Сомнительно. Скорее, он стал игрушкой в руках политиков. Политиков, вся деятельность которых направлена против его родной страны. Хотя очевидно, что родной Россию Аркадий для себя больше не считает. Как он сам же и заявил, он уже полгода решает вопрос о получении украинского гражданства. А любой, кто его получает, по закону страны, должен отказаться от старого паспорта.
Когда-то давно, в 2008 году, бывалый солдат Бабченко дал интервью, в котором заявил, что оружие в руки он больше никогда не возьмет. Видимо, он забыл, что не все войны ведутся при помощи пуль и штыков. Сегодня слова способны убить куда больше людей, и Бабченко не просто взял в руки оружие, он стал оружием в такой войне. И направлено оно против, теперь уже почти бывших, его соотечественников.
Мнение редакции может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Благодарим каждого зрителя за внимание к нашему творчеству, за ваши комментарии. - 13176072