– Израиль продолжает отрицать свою вину в случившемся с Ил-20 в Сирии. Какие могут быть последствия у такой позиции для отношений между Россией и Израилем в долгосрочной перспективе?
– Гибель нашего самолета, наших офицеров, естественно, ухудшит отношения между Россией и Израилем. Что касается Израиля, то его позиция отрицания своей вины в этой трагедии, на мой взгляд, абсолютно логична. С одной стороны, есть такие либералы, которые говорят, что С-300 поставлять в Сирию нельзя. «Почему?» – их спрашивают. Они отвечают пространно: сирийцы не умеют и никогда не научатся ими пользоваться, а значит, существует вероятность, что сирийские ПВО опять собьют наш самолет. Но, на мой взгляд, это очень странная аргументация.
Второй вариант: поставки российских С-300 ухудшат наши отношения с Израилем – значит не нужно этого делать. Все-таки тот, кто высказывает эту точку зрения, должен исходить из того, что для нас, российских граждан, важны интересы России. Есть территория Сирии – это член ООН, суверенное государство. И некоторые другие государства почему-то решают: происходящие в Сирии события, то бишь гражданская война, появление террористических баз или каких-то организаций, которые кому-то не нравятся, создают возможность просто так прилететь к территории государства и нанести по нему какой-то военный удар.
В этом смысле российская группировка отличается в корне, и российские и иранские формирования находятся на территории Сирии по приглашению законного правительства. Все остальные что там делают? Я вам отвечу. Нарушают международное законодательство. Поэтому вот это является источником тех проблем, которые мы сегодня наблюдаем, и той трагедии, которая случилась.
Много различных сил участвует в этой войне, причем непонятно на чьей стороне. Ситуация должна быть очень простая: если летит какой-то боевой самолет в зону, куда он не должен лететь, он должен сбиваться. И все союзники должны знать: вот это – зона советского ПВО, туда залетать нельзя, какими бы благими целями ты ни прикрывал свой полет. Вот С-300 и могут сделать как раз некую зону, закрытую для полетов.
– В некоторых регионах на выборах победили губернаторы от системной оппозиции. Не вдаваясь в причины такой ситуации, можно ли сказать: ждут ли эти субъекты федерации какие-то изменения?
– В этих областях победили те, кто участвовал как чисто технический кандидат. Не везде, но такая ситуация есть. Не будем говорить, где, чтобы не обижать. То есть человек не собирался руководить регионом, не собирался побеждать, собирался олицетворять и участвовать и вдруг выиграл. Вопрос, это для региона хорошо? Сложно сказать. К власти пришел человек, который не собирался этого делать, у него нет никаких навыков, у него и команды нет, потому что он ее никогда не формировал, и программы у него тоже нет, потому что он не собирался руководить, понимаете ситуацию. Это значит, что возможно два варианта дальнейшего развития событий.
Первый: самородок, ну просто талантливый человек, который, волею судеб оказавшись губернатором, начнет действительно хорошо работать – и, как говорится, заколосится и расцветет родной регион. Вариант два, на мой взгляд, более вероятный, исходя из реалий: это значит, что он попадет под влияние, как говорят, кругов, которые существуют в этой области. Во всех областях есть определенные круги: промышленный, сельскохозяйственный, девелоперский – которые, собственно говоря, и заправляют балом. И он попадет под их влияние, будет в связке с ними находиться – одним словом, когда люди голосуют не за, а против. Когда люди голосуют не за, а против, это на самом деле очень опасная ситуация, потому что им по большому счету все равно за кого голосовать, главное- не за ненавистного того, за кого они голосовать в принципе не хотят исходя из общей ситуации какого-то своего протестного настроения, поэтому ситуация опасная для власти, для государства, для региона.
Вывод из этого мы с вами несколько раз обсуждали. Программа максимум – отмена выборов губернатора, и не потому, что вы теряете контроль над ситуацией, нет. Потому что это ненормально: когда глава государства, выбранный всенародным голосованием, не может без какой-то процедуры назначить себе исполняющих свою волю в регионах. Давно нужно вернуться к другой ситуации, которая была до 2012 года, – назначение губернаторов. Я это говорил, говорю и буду повторять. Мне кажется, что ситуация, сложившаяся за последние дни, как раз подчеркнула жирным красным фломастером необходимость отмены выбора губернатора. С другой стороны, нужен максимально политический градус, для того чтобы граждане голосовали за, а не против.
Мнение редакции может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Благодарим каждого зрителя за внимание к нашему творчеству, за ваши комментарии. - 13282457