Вы, наверное, обратили внимание, что в периоды экономических кризисов на второй план обычно уходят сфера услуг, маркетинги-шмаркетинги, продажа рекламы и прочий околовиртуальный креатив. Вопросы начинают ставиться чуть более конкретно: что поесть, чем погреться и чем всё это благолепие защитить.
Если у одного государства есть что поесть, чем погреться, и чем обороняться, отправная точка в макроэкономическом замесе у него будет получше. Соответственно, если хотя бы один из этих очень базовых факторов у государства отсутствует, в этой весёлой гонке оно по умолчанию будет в роли отстающего – и эту отсталость необходимо будет чем-то компенсировать.
Разумеется, это не значит, что в кризисной гонке победителем обязательно выйдет фаворит, нормально отыграть раздачу ещё никто не отменял, но простейшая логика именно такова: если у тебя есть зерно, а у соседа его нет – твои позиции лучше. Если у тебя есть природный газ, а сосед уже снижает энергопотребление ввиду его нехватки – твои позиции лучше. Если у тебя есть вундервафли, а сосед сидит без них – понятно, в общем.
Так вот про накачку хохлов оружием.
В случае США при крупной экономической турбулентности вкладываться в собственный ВПК – это естественная модель поведения. Это позволяет разгрузить склады с техникой и разместить новые оборонные заказы, пустив деньги в быстрое производство и новые военные разработки. Сейчас полный список не вспомним, но по состоянию на 2020 из 10 крупнейших производителей-экспортёров оружия на мировом рынке 6 были американскими. Вы про них слышали – это Локхид Мартин, Рэйтеон, Боинг, Нортроп Грумман, Дженерал Дайнамикс и Л3Харрис.
Это только крупнейшие компании. На них штатных сотрудников, может, и не наберётся даже миллион, но они выступают заказчиками для многих миллионов американских домохозяйств – это когда какой-нибудь фермер Джон в Алабаме под заказ отливает для Рейтеона специальную гайку для Стингеров и получает с этого деньги.
При этом, в отличие от собственного хайтека или ширпотреба, военные разработки американцы по понятным причинам не отдают (по крайней мере, массово) на аутсорс в Китай, Индию или Африку – это бы противоречило интересам национальной безопасности. Другими словами, ВПК – это реальная американская отрасль домашнего изготовления, и вкачивание в неё денег является реальным способом поддержать тамошние домохозяйства в условиях кризиса.
Да, с помощью производимого в конских объёмах оружия какой-нибудь очередной хохлятский бантустан самоубьётся об соседа, но проблемы хохляцкого бантустана Америку вообще никогда не волновали, США интересуют вопросы и суммы совершенно иного порядка.
В теории, они могли бы, конечно, не менее ударно вложиться в продовольственный или энергетический сектор, но, во-первых, с продовольствием у американцев особых проблем пока что нет, они его в прошлом году на $177 млрд наэкспортировали. А во-вторых, с энергетикой им сильно мешает популярная зелёная повестка, которую чумоход вовсю двигал в ходе предвыборной кампании. То есть у них есть возможность откупоривать добычу углеводородов на своей территории, но при таком шаге электоральная база демократов слетит начисто, потому что она выбирала ветряки и солнечные панели, а не эту вашу нефть.
Они даже сейчас, при рекордном росте цен на топливо, официальными ртами усиленно призывают пересесть с бензина и дизеля на дорогие (около $50-60k за штуку) электромобили – вот настолько им не хочется дружить с нефтегазом.
Поэтому упор на ВПК. Даже не потому, что американцы какие-то особо злые, у них просто экономика так построена: ВПК позволяет кормить свой народ, одновременно создавая проблемы геополитическим оппонентам. Тем более, как вы уже поняли по названиям фирм, ВПК в США тесно спаян с гражданским производством (чего, кстати, пытается у себя добиться и наша с вами Федерация), из-за чего отраслевой охват по домохозяйствам становится только шире.
У европейцев ситуация чем-то похожа, просто им с энергоресурсами не повезло: не богаты ими. Прокормить себя могут, в 2021 г. наэкспортировали еды на почти 200 млрд евро (правда, и импортировали примерно на 150 млрд). И защищаться им есть чем, потому что среди крупнейших мировых экспортёров вооружения европейских компаний тоже достаточно – BAE Systems, Airbus, Leonardo, Thales и так далее.
Поэтому им тоже сейчас, в условиях постковидного кризиса, вполне логично вкладываться в оборонную промышленность, скидывая хохлам устаревающую технику, чтобы в перспективе заменить её у себя более современными разработками, параллельно загрузив работой крупных производителей и частные домохозяйства. И, да, отношение к сторонним бантустанам по циничности там не уступает американскому, о какой бы поддержке бантустана ни заявляли официальные лица и какие бы перформансы у себя ни разрешали.
А по энергетике они, как и американцы, нырнули в зелёную повестку, только ещё раньше и ещё глубже. Вспомните, где-то в прошлом июле та же Урсула фон дер Ляйен строила дерзкие планы по углеродному налогу на экспорт в ЕС для внешних акторов (типа, сталь, выплавленная на угле, будет облагаться дополнительной пошлиной при ввозе c 2024 г.). Разворачиваться на 180 градусов в этой части они, очевидно, не собираются, хоть обстоятельства и сильно изменились, и планы теперь надо как-то корректировать по срокам.
Два предыдущих года экономика еврозоны просидела на жёстком локдауне, при котором пришлось для поддержания социальных обязательств крутить печатный станок, разгоняя инфляцию. Сейчас эти деньги тоже нужно куда-то эффективно направлять, тем более, что на горизонте новый штамм ковидлы замаячил. Оборонка – вполне логичный вариант, она у них тоже нормально спаяна с гражданским сектором и позволяет загрузить оплачиваемой работой местный электорат, который будет производить вполне реальный, а не виртуальный продукт.
Европе тут, конечно, будет сложнее из-за цен на энергоресурсы, потому что эта спайка гражданки и ОПК при высоких ценах на углеводороды будет прилетать им бумерангом. Как уже сейчас прилетает, например, по компании Airbus, у которой в эти дни из-за пересмотра цен на производство комплектующих зависает контракт на поставку гражданских самолётов в Индонезию (там сумма всего $500 млн, но пример вполне показательный).
В итоге, дорогие друзья, мы бы не рассчитывали на остановку поставок западных вооружений на Украину в принципе. В условиях кризиса ни американцы, ни европейцы, даже если очень захотят, не смогут свернуть финансирование ключевой для себя промышленной отрасли, потому что она для них один из основополагающих столпов экономики, они на ней веками деньги зарабатывают. И будут стараться это делать даже после поражения хохлов, потому что оборонно-промышленный комплекс на Западе, по сути, является единственным направлением, которое до сих пор не было отдано на аутсорс в недорогие третьи руки (как айфоны, одежда или околовиртуальный хайтех, привлекающий разработчиков со всего мира) и способно обеспечивать работой десятки миллионов именно американских и именно европейских домохозяйств.
Это не зависит от их режимов, руководящих партий, Конгрессов, Парламентов и глав государств – ни один из них не сможет выбить из собственной экономики основополагающий элемент в виде оборонки. Даже если бы ими Махатма Ганди управлял, он бы тоже направлял деньги в Стингеры, Химарсы, Джавелины, НЛАВы, Рафали и далее по списку.
Просто коллективный Запад – это один большой завод по изготовлению оружия, которое где-то должно применяться. Он, может, и обвешан для красоты всякими Гуччи, Баленсиагой, Макдоналдсом, айфонами, демократией и правами меньшинств, но с военных рельс отстроенная на нём экономика в принципе никогда не сворачивала и не собирается этого делать. Потому что не может уже.
Мнение редакции может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Благодарим каждого зрителя за внимание к нашему творчеству, за ваши комментарии. - 13255506