Победный май 45-го встречала вся наша страна. Но были и те, для кого война еще не закончилась. Это были войска, назначенные для удара по давнему врагу – японским милитаристам, чья Квантунская армия, сохраняя высокую боеспособность, по-прежнему висела над границей Советского Союза на Дальнем Востоке.
Среди тех, кому предстояло отправиться на восток, оказалась и 6-я гвардейская танковая армия под командованием гвардии генерал-полковника танковых войск А.Г. Кравченко, встретившая 9 мая 1945 года в освобожденной Праге. Имевшая большой боевой опыт действий в горах Карпат, Трансильванских и Восточных Альп и в сложных условиях горно-лесистой местности армия в режиме строжайшей секретности была в течение 45 суток 109 воинскими эшелонами переброшена на расстояние около 9 тыс. км и вошла в состав Забайкальского фронта.
Событиям последнего периода войны с Германией и войне с Японией, в которых принимала участие эта армия, посвящена книга «Через Гоби и Хинган», написанная Игорем Небольсиным в соавторстве с председателем совета ветеранов 6-й гвардейской Краснознаменной танковой армии генерал-лейтенантом в отставке Юрием Завизионом (орденом Красного Знамени армия награждена в январе 1974 года).
После переброски на Дальний Восток войска армии принимают самое активное участие в Хингано-Мукденской наступательной операции. Действуя в первом эшелоне Забайкальского фронта, они в исключительно тяжелых условиях преодолели безводную пустыню Гоби и ранее считавшийся совершенно непреодолимым для танков высокогорный заснеженный хребет Большой Хинган.
«Серьезным испытанием стали для нас горные перевалы Большого Хингана, – читаем мы воспоминания механика-водителя танка Т-34 гвардии старшего сержанта А.П. Помещикова. – Мы взбирались на такие крутые подъемы, что дух захватывало, и не верилось, что танк сможет туда забраться. А пехота наша (десант) спрыгивала с танка и шла пехом – боялись улететь в пропасть с боевой машиной».
Выйдя на оперативный простор, наши войска стремительными действиями расчленили главную группировку Квантунской армии на изолированные части, заставив ее отказаться от дальнейшего сопротивления. Именно военнослужащие этой армии пленили в Мукдене среди прочих и Пу И – императора Маньчжоу-Го, пытавшегося удрать в Японию на самолете.
О стремительности броска советских танкистов говорит тот факт, что в суровых климатических условиях и в условиях трудного даже для пехоты ландшафта местности армия безостановочно шла вперед со среднесуточным темпом продвижения 80–100 км.
Мнение редакции может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Благодарим каждого зрителя за внимание к нашему творчеству, за ваши комментарии. - 13240331