За менее чем неделю до выборов в бундестаг Социал-демократическая партия Германии (СДПГ) продолжает опережать консервативный блок ХДС/ХСС в опросах общественного мнения на более чем 3%. Неспособность правящей силы и её кандидата на пост канцлера Армина Лашета переломить ход событий делает все более вероятным приход к власти социал-демократов и партии «Зелёные». Для формирования правительственной коалиции последним, однако, может потребоваться помощь «Левых». Подобный сценарий уже вызывает существенную озабоченность как у европейских партнеров Германии, так и в Вашингтоне.
Во время заключительных теледебатов между кандидатами на пост канцлера, состоявшихся в воскресенье, 19 августа, Анналена Бербок («Зелёные») и Олаф Шольц (СДПГ) подали отчётливые сигналы о намерении работать вместе после выборов в бундестаг. Тем не менее, исходя из актуальных данных опросов, СДПГ с 25% и «Зелёным» с 17%, вероятно, не удастся получить большинство мест в парламенте, необходимое для формирования двухпартийной правительственной коалиции. На помощь может прийти Свободная демократическая партия Германии (СвДП), с которой у социал-демократов и «Зелёных», однако, есть серьёзные разночтения по вопросам внутриполитической повестки, или же партия «Левые».
Именно последний вариант коалиции, именуемой «красно-зелёной-красной» в честь партийных цветов СДПГ, «Зелёных» и «Левых», вызывает наибольшие опасения среди западных экспертов.
«Подобный состав правительства может привести к сближению Германии и России, а также ослабить фронт западных государств, противостоящих российской агрессии», — заявил один из американских дипломатов немецкому изданию Die Welt.
Какими бы неоднозначными подобные опасения ни казались, предпосылки для сближения России и Германии, руководимой «красно-зелёно-красным» правительством, действительно, существуют. СДПГ традиционно выступает за тесные связи с Россией, что уходит корнями в «восточную политику» федерального канцлера ФРГ Вилли Брандта.
Именно на процессах, которые в своё время инициировал 4-й федеральный канцлер ФРГ, и призывает сконцентрироваться кандидат на пост главы правительства от СДПГ Олаф Шольц. Даже представители левого крыла социал-демократической партии, которые более критически относятся к действиям российского руководства, часто придерживаются ностальгических представлений о брандтовской «восточной политике» и выступают за более мягкую линию по отношению к Москве.
Не стоит забывать и о связях, существующих между Олафом Шольцем и экс-канцлером Германии, председателем совета директоров «Роснефти» Герхардом Шрёдером. В начале нулевых Олаф Шольц, занимавший на тот момент пост генсека СДПГ, был одним из игроков команды Шрёдера.
В этой связи, западные политики и эксперты опасаются, что бывший канцлер Германии может использовать имеющиеся в его распоряжении каналы с целью лоббирования идей, касающихся нормализации двусторонних отношений между Германией и Россией.
Умеренно дружеские настроения, существующие в СДПГ по отношению к Москве, в составе «красно-зелёно-красной коалиции» может развить партия «Левые». Предвыборная программа «преемников социалистов из ГДР» призывает к «разрядке напряженности» в двусторонних отношениях, а представители политсилы неоднократно заявляли о важности участия России в общеевропейских делах.
Своеобразным противовесом для СДПГ и «Левых» в данном вопросе может выступить партия «Зелёные», известная своим критическим отношением к Москве, а также проекту газопровода «Северный поток — 2». Тем не менее «Зелёные» будут вынуждены действовать в одиночку и при этом на правах младшего партнера по коалиции.
«В Британии не уверены, как новое правительство будет вести себя по отношению к Москве», — подтвердил опасения официального Лондона бывший посол Великобритании в НАТО Адам Томсон.
Однако, потенциальное сближение России и Германии выступает не единственным предметом для беспокойства Великобритании и США. Волнение у партнёров по НАТО усиливает желание руководства партий «Зелёные» и «Левые» добиваться изменения позиции ФРГ по Договору о запрещении ядерного оружия, вступившему в силу в 2021 году. Дело в том, что на немецкой авиабазе Бюхель по-прежнему хранится около 20 атомных бомб, которые могут быть сброшены на территорию противника при возникновении чрезвычайной ситуации.
Однако, как заявила в начале сентября кандидат на пост канцлера Анналена Бербок, в случае участия «Зелёных» в правительственной коалиции, партия намерена добиваться вывоза американских бомб с территории Германии. Схожей позиции придерживается также партия «Левые».
Вопрос о будущем Германии в НАТО в условиях прихода к власти «красно-зелено-красной коалиции» также не является столь однозначным, как может показаться на первый взгляд. Хотя, по словам Олафа Шольца, новое правительство под его руководством намерено сохранять свою приверженность трансатлантическому сотрудничеству, СДПГ выступает против взятого ФРГ обязательства каждый год отчислять на совместную оборону 2% национального ВВП.
Что касается партии «Левые», то их отношение к НАТО куда более радикально: предвыборная программа предполагает выход Германии из организации, роспуск самого альянса и создание новой системы европейской безопасности с участием России. В случае, если левая политическая сила всерьез намерена стать частью правительства, ей придётся существенно смягчить свою позицию по вопросу о будущем трансатлантического сотрудничества.
Определенные шаги в этом направлении уже предпринимает сопредседатель «Левой» партии Сюзанна Хенниг-Вельзов, подменяя дискуссии о судьбе НАТО призывами ко «всеобщей разрядке напряженности». Тем не менее, даже в случае, если подобная тактика принесёт «Левым» успех на предварительных переговорах о создании коалиции, СДПГ и «Зелёные» не будут застрахованы от дальнейших неоднозначных инициатив младшего партнёра.
С долей скепсиса к перспективе «красно-зелёно-красного» правительства относится также президент Франции Эммануэль Макрон. Ситуация в Афганистане, а также недавний конфликт, связанный с заключением соглашения о партнёрстве между Австралией, Великобританией и США, лишь усилили желание Парижа способствовать обеспечению «стратегической автономии» Европы.
С 2017 года Макрон старательно пытался выстраивать диалог с Германией в целях удовлетворения собственных геополитических амбиций. Однако осторожная позиция кабинета Ангелы Меркель по таким вопросам, как, в частности, предоставление дополнительного военного контингента для участия в операции в зоне Сахеля, заметно разочаровывали французского лидера.
«История с постоянным ожиданием Парижем ответов», — подобным образом в 2019 году Эммануэль Макрон охарактеризовал состояние франко-германских отношений.
Серьёзные надежды политик возлагал на предстоящие выборы в бундестаг, которые, однако, могут стать настоящим разочарованием для официального Парижа.
«СДПГ, ориентация партийного руководства которой уже давно сместилась влево, ещё в прошлом воспринималась как тормоз для военных действий, а их коалиция с „Зелёными“ и „Левыми“ может стать ночным кошмаром для французского правительства», — заявил один из экспертов в интервью французскому изданию Le Figaro.
Похожие статьи:
News → В Берлине грузовик въехал в людей на ярмарке
СМИ → Германия: сможет ли Олаф Шольц привести СДПГ к власти
Новости → Лукашенко мог планировать убийство в Германии
СМИ → Кандидаты в канцлеры Германии не видят Украину в ЕС и НАТО
СМИ → Обама и Меркель поговорили после шпионского скандала
Политика → Германия: кто сменит Меркель на посту канцлера?
Мнение редакции может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Благодарим каждого зрителя за внимание к нашему творчеству, за ваши комментарии. - 13240459