4 февраля исполнилось 70 лет со дня начала Ялтинской конференции, на которой три ведущие державы-победительницы Второй мировой войны – СССР, США и Великобритания – договорились об основных принципах послевоенного устройства мира. В 1989 году - с разрушением Берлинской стены и последующим объединением Германии - началась эрозия «ялтинского мира». Она продолжилась после распада СССР и Югославии.
- Остатки порядка и каких-то правил в нынешних международных отношениях связаны как раз с Ялтинской конференцией, - считает известный историк, член Изборского клуба Андрей Фурсов. - Тот мир, который был заложен в результате соглашений трёх великих государств в феврале 1945 года, начал разрушать Михаил Горбачёв в 1989 году, когда дал добро на объединение Германии. После разрушения Берлинской стены понемногу стал рушиться и «ялтинский мир». Сегодня, спустя четверть века, он уже разрушен. Не окончательно, но в значительной степени.
Надеяться на то, что сейчас можно заключить некие новые соглашения, которые будут соблюдаться мировым сообществом, наивно. Каждый раз новая мировая система – вестфальская, венская, версальская, ялтинская - возникала после серьёзных потрясений, мировых войн. Победители диктовали свои условия побеждённым. Когда СССР был «проигран» Горбачёвым и его командой, формально никто не говорил о разрушении «ялтинского мира». Россия осталась правопреемницей СССР. Из разряда великих держав её как бы не исключили, но, как показал опыт расчленения Югославии, с нашим мнением США и их союзники теперь уже не хотели считаться. То, что осталось от «ялтинского мира» поддерживается только одним – наличием у России ядерного оружия в таких количествах, что мы, по-прежнему, можем уничтожить США. В последнее время произошло новое обострение противостояния России и Запада. Обама только что вновь заявил, что США будут и дальше под предлогом кризиса на Украине усиливать давление на Россию. На мой взгляд, всё это показывает, что разрушение «ялтинского мира» вступает в финальную фазу. Новое мироустройство может возникнуть только в результате нового глобального конфликта, когда победители будут навязывать волю побеждённым.
Глобальный конфликт не обязательно может быть ядерным. Это может быть конфликт, напоминающий Тридцатилетнюю войну в 17 веке, которая де-факто была первой мировой войной. Это была серия локальных конфликтов, разнесённых в пространстве и во времени, охвативших практически всю Европу. Сейчас мы видим очаги локальных войн на Ближнем Востоке, на Украине. Нам могут ещё устроить такие очаги на Кавказе и в Центральной Азии. Таким образом, мы можем получить по периметру наших границ серьёзную конфликтную зону.
Похожие статьи:
Геополитика → Агрессивное женское лицо дипломатии США
Геополитика → Почему Россия не вводит войска на Украину
Аналитика → Андрей Фурсов - Роковой 2014 год в зеркале истории
Аналитика → Андрей Фурсов - Союз либералов и неонацистов
Геополитика → Активная военно-морская стратегия Китая
Мнение редакции может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Благодарим каждого зрителя за внимание к нашему творчеству, за ваши комментарии. - 13183080