Геворг Мирзаян: Зачем России Саудовская Аравия?

21 июня 2015 - VipVideoClub.ru

Встречу саудовского принца Мухаммеда бен Салмана (сына нынешнего короля) и Владимира Путина уже окрестили перезагрузкой российско-саудовских отношений. Однако о перезагрузке пока говорить рано - скорее Москва решила сбалансировать свои связи в регионе.


Всем изначально было понятно зачем Москва нужна Саудовской Аравии. Королевству двух святынь нужно российское оружие, выгодное для Эр-Рияда голосование России в Совете Безопасности ООН, а также политическая поддержка или как минимум нейтралитет в идущем противостоянии с Ираном. Но вот зачем Саудовская Аравия нужна Москве?

 

Эта страна, безусловно, России не друг. И никогда другом не была. Саудиты являются давними и верными спонсорами международных исламских террористических группировок (которые для России являются не просто врагом, а экзистенциальным врагом), а также в свое время помогали чеченским террористам. Кроме того, Эр-Рияд - враг сирийского режима Башара Асада - ключевого российского партнера на Ближнем Востоке. Наконец, Саудовская Аравия приложила руку к нынешнему падению цен на нефть, которое вкупе с европейскими санкциями и системными недочетами в российской экономики вызвало экономический кризис в нашей стране.

 

Безусловно, Эр-Рияд является деструктивной силой как в мировом масштабе, так и с точки зрения региональной политики. Защищенная статусом одного из крупнейших добытчиков нефти, диктаторская теократическая монархия мало того что массово нарушает права человека в своей стране (особенно достается тамошним шиитам), так еще и экспортирует свои ваххабитские взгляды в соседние страны. Ряд политологов уверяют, что всему миру или по крайней мере Ближнему Востоку было бы лучше, если бы произошла дезинтеграция Саудовской Аравии. Либо исходя из внутренних причин (внутридинастийные противоречия, которые обострятся со смертью нынешнего монарха и его наследника), либо по итогам конфронтации с Ираном, либо из-за хронической нестабильности по всему периметру саудовских границ. И вроде как поддерживать этот режим Россия не должна.

 

Москва, в общем-то, и не поддерживает - она лишь пользуется ситуацией. «Перезагрузка» отношений с Саудовской Аравией дает России ряд тактических и стратегических преимуществ. И в нынешней ситуации глупо было ими не воспользоваться.

 

Во-первых, Москва получает доступ к саудовским деньгам. Вместе с принцем в Санкт-Петербург приехала целая свита чиновников и бизнесменов. Поэтому на полях саммита российские и саудовские представители подписали целую россыпь документов, включая меморандумы о сотрудничестве в области энергетики (в том числе и ядерной), космоса и военно-технической сферы. Кроме того, саудовские компании, судя по всему, будут реализовывать новые строительные проекты в России и инвестировать в сферу ЖКХ. Учитывая проблемы с доступом к западному капиталу, лишними саудовские деньги точно не будут.

 

Во-вторых, нормализация отношений с Саудовской Аравии позволит России участвовать в кастинге на очень прибыльную во всех отношениях роль посредника в ближневосточных делах. Этакого медиатора, который будет заниматься урегулированием саудовско-иранских противоречий.

 

На сегодняшний день эта вакансия свободна. Занимавшие ее ранее Катар и Оман уже не целесообразны - Доха скомпрометировала себя активным участием в арабской весне, а оманский султан Кабус очень стар. После его смерти в стране скорее всего развернется борьба между иранским и саудовским ставленником, и даже если победит какой-то нейтральный кандидат, то далеко не факт что он будет обладать качествами нынешнего султана. Турция и США также вряд ли пройдут кастинг, поскольку являются заинтересованными сторонами, а медиатор должен одновременно поддерживать хорошие отношения и с Тегераном, и с Эр-Риядом. Потенциально эту роль мог бы сыграть Китай, однако Пекин слишком занят экспансией в Юго-Восточной Азии. Остается лишь Россия. Если она выиграет кастинг, то это посредничество не только принесет ей значительные экономические контракты, но и даст возможность получать от обеих стран политические преференции.

 

В-третьих, даже если Москва не займет эту роль посредника, то нормализация отношений с Саудовской Аравией все равно будет нужна Кремлю для уравновешивания Ирана. Да, на сегодняшний день российско-иранские отношения весьма теплы и позитивны, однако эксперты не раз отмечали, что после снятия с Тегерана санкций Иран будет гораздо менее зависим от Москвы. И, соответственно, ему не нужно будет больше учитывать российские интересы - например, на Южном Кавказе, в Средней Азии или же в области газового сотрудничества с ЕС. Нормализация же отношений с Саудовской Аравией будет для иранцев неким сдерживающим фактором, показывающим, что в случае обострения российско-иранских отношений Москва может встать на сторону соперников Исламской Республики.

 

Безусловно, пока еще о всех этих выгодах для России говорить рано - процесс нормализации российско-саудовских отношений только начался. Лакмусовой бумажкой, безусловно, станет вопрос с визитом саудовского короля Салмана. В Кремле говорят, что его пригласили посетить Москву осенью. Если король действительно приедет, то это будет означать, что Москва и Эр-Рияд окончательно согласовали условия сосуществования на пространстве Ближнего Востока.

 

 

 

Похожие статьи:

ГеополитикаГеворг Мирзаян: Москве не стоит торопиться

ГеополитикаАктивная военно-морская стратегия Китая

ГеополитикаРоссия и Саудовская Аравия: слухи о перезагрузке сильно преувеличены

ГеополитикаАгрессивное женское лицо дипломатии США

ГеополитикаПочему Россия не вводит войска на Украину

Мнение редакции может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Благодарим каждого зрителя за внимание к нашему творчеству, за ваши комментарии. - 13172199

Рейтинг: 0 Голосов: 0 1616 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Мнение авторов статей может не совпадать с мнением редакции.  Вопросы можете задать здесь.

После регистрации здесь Вам станут доступны дополнительные опции портала. Регистрация доступна через любые социальные сети.

Запрещается: оскорбление участников дискуссии и иных лиц, употребление нецензурных слов и брани, разжигание межнациональной розни, пропаганда насилия и педерастии.