В Орле озвучили дату установки памятника Ивану Грозному: монумент будет открыт 14 октября. Памятник будет открыт на территории Заводского района Орла 14 октября, торжественная церемония начнется в 12 часов дня у стен орловского Богоявленского собора. За прошедшую неделю на месте открытия уже была подготовлена площадка, на которую уже поместили конный монумент Ивана Грозного.
Установка монумента уже вызвала неоднозначную реакцию как в самом Орле, так и по всей России. Почему же увековечивание столь важной персоны в истории России служит причиной для споров о его исторической роли и об уместности его фигуры в качестве примера для подражания?
«Неудобный» царь
Историческое правление Ивана Грозного было как временем радикальных изменений структуры русского общества, так и эпохой великих потрясений. Опричнина, практика созыва Земских соборов и учреждение большинства московских приказов (министерств), формирование постоянного стрелецкого войска и Стоглавый церковный собор — всё это время правления Ивана Грозного.
Отличился Иван Грозный и на международной арене, окончательно решив вопрос Казанского и Астраханского ханств, которые были извечными противниками Москвы в вопросе гегемонии на востоке Европы. Он же обезопасил восточные и юго-восточные пределы Московского государства, которое с присоединением Казани и Астрахани стало во многом той самой Россией, которую мы знаем и теперь. Менее успешным было противостояние Ивана Грозного со своими южными и западными соперниками — Швецией, Литвой, Польшей и Крымским ханством. Долгая и изнурительная Ливонская и сопутствующая ей Крымская война ввергли Русское государство в тяжёлый кризис, который, однако, был во многом преодолён ещё при царствовании самого Ивана Грозного.
Именно разлад в отношениях с Европой и открытая военная конфронтация во время Ливонской войны во многом определили негативные оценки современников и историков последующих веков в отношении Ивана Грозного. При этом с такими оценками часто выступали не только западные летописцы и историки, но и русские — ведь, что греха таить, «западническая» партия в русском, а затем и российском общественном поле существовала во все времена — начиная от времени самого Ивана Грозного и заканчивая сегодняшними днями.
Для этой когорты деятелей фигура сильного русского царя, который ещё при жизни получил эпитет «Грозный», была, безусловно, как кость в горле — точно так же, как не устраивали европейских и российских либеральных историков ни фигура Петра I, ни Екатерина II, ни Николай I, ни Иосиф Сталин. Любой русский, российский или советский правитель, который ставил своей государственной деятельностью вопрос о величии России и её уникальном месте в мире — всегда был для Запада и для «западнической» партии объектом нападок, оскорблений, а то — и открытого подлога исторических фактов.
Сравнивая сравнимое, рассказывая об истории, а не о выдумке
Часто наше восприятие далёкой исторической эпохи основывается не на историческом контексте, а на моральных и этических установках нашего собственного времени.
Так, частым сюжетом, который выпячивается в качестве «зверств» Ивана Грозного, приводится сюжет времён Опричнины — а именно поход опричных войск против Великого Новгорода (1569-1570) и московские казни 1570-1571 годов. Для нынешнего либерального «оценщика» цифра новгородцев и москвичей, павших жертвами опричнины, звучит «чудовищно»: ещё бы, в процессе пресечения феодальной вольницы и создания централизованного российского государства «верные псы» Ивана Грозного уничтожили около 2170 «сынов боярских» города Новгорода, 113 жителей Пскова (изначальный список включал около 300 человек, но 187 из них помиловал лично Грозный) и около 200 жителей Москвы. Жертвами репрессий за всё время царствия Ивана IV стало, согласно наиболее разумной оценке, около 4,5 тысяч человек — та самая система приказов, что создал Иван Грозный, скрупулёзно вела учёт всех убиенных, составляя особые поминальные списки — синодики.
С другой стороны — посмотрим на тогдашнюю «просвящённую» Европу. 24 августа 1572 года, так называемая Варфоломеевская ночь в Париже, спровоцированная Екатериной Медичи, матерью французского короля Карла IX. За одну ночь в европейском Париже, без суда и следствия, без какого либо поминовения (ибо гугеноты — это же еретики!) было вырезано около 30 тысяч французов, ещё 6 тысяч гугенотов погибли в других городах Франции, а 200 тысяч «еретиков» были вынуждены бежать из Франции в другие страны.
Можно сказать, что в правление Ивана Грозного Россия успешно решила основную задачу, которую многие европейские страны решали не одно столетие. За неполные полвека правления Ивана Грозного был решён вопрос централизации российского государства, вопрос, который многие европейские страны решали и дольше, и гораздо большей кровью.
Когда возникла «единая Франция»? Всего лишь веком раньше единой России — но только после кровопролитнейшей войны, которую и сами французы называют Столетней. Когда возникла единая Германия и единая Италия? И того позже, фактически — во второй половине XIX века, после череды религиозных и феодальных войн. Самую страшную из таких войн переживёт Германия с 1618 по 1648 год, через полвека после Опричнины Ивана Грозного. Вы считаете, что Казань и Астрахань брали «великой кровью», а Ливонская война с её десятками тысяч убитых — это затяжной и кровавый конфликт? Тогда, наверное, вам будет интересна статистика Тридцатилетней войны: 300 тысяч убитых со стороны Евангелистической унии, 400 тысяч убитых со стороны Священной Римской империи, от 5 до 8 миллионов мирных жителей тогдашней Германии просто уничтожены в результате военных действий — в некоторых регионах Германии потери составляли до 90% проживавших там на начало войны людей. И Германия по результатам Тридцатилетней войны так и не получила единое государство и спокойный мир — страна так и осталась разделённой по феодальному и религиозному признаку.
Вот и решайте сами, насколько грозный русский царь Иван IV был впереди своего времени, делая в тогдашней Москве многое из того, что в Европе возникнет намного позже и проливая при этом гораздо меньше невинной крови.
Что сейчас для нас Иван Грозный?
Нынешнее отношение к Ивану Грозному должно стать образцом уважения к своей истории. История любой страны — это единый рассказ, в котором нет места для «неудобных» страниц. В конце концов, как показывают вышеприведенные примеры, любое историческое событие стоит рассматривать в существовавшем в то время контексте. Трудно ждать от XVI века подходов века XVIII, XIX или, тем более, современных взглядов. Грозный русский царь жил в неспокойное и бурное время, которое начиналось для Московского государства отнюдь не в лучшей ситуации — всего лишь в сотне километров от Москвы, в нынешнем Касимове, ещё существовал татарский невольничий рынок, на котором продавали христиан-рабов. Что тут уже говорить о Казани, Астрахани или же невольничьем рынке Кафы (современной Феодосии)? Через полвека границы Московского государства выросли неимоверно — Россия приросла Поволжьем и Уралом, Сибирью и Азовом. Ушла в прошлое феодальная дворянская вольница, церковь заняла свое практически современное место в общественной жизни — уйдя из мирской жизни и сосредоточившись на духовном спасении людей. Иван Грозный хоть и принял, и оставил Россию с сохой — но эта соха начала возделывать кратно больше земли и это уже была земля единой страны, которая и стала той самой Россией, которая сегодня решает ставить памятник одному из своих основателей.
Пресс-служба Изборского клуба
Похожие статьи:
История → Немецкие репарации и советская экономика: цифры, факты, люди
История → Как распалась связь времён
РенТВ → Русские булки с Игорем Прокопенко. Царь трапезничать желает
История → Русский генерал против мировых банкиров
История → Валентин Катасонов: Сталинская экономика
Мнение редакции может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Благодарим каждого зрителя за внимание к нашему творчеству, за ваши комментарии. - 13496056