Евгений Сатановский: «Послезавтра» в Нью-Йорке
Один-единственный раз в жизни чувствовал себя, как в фильме "Послезавтра". Никакого желания повторять. Было это в Нью-Йорке, в январе 2016 года. Только что российские ВКС вошли в Сирию, никто в мире ещё не понял, что Асада свергнуть не удастся. И американцы не поняли. Предложил Володя Соловьёв слетать, поговорить про ситуацию там с ними. Вроде как сверить часы. Контакты наладить с интеллектуальной элитой, все дела. Отчего нет?
Собрали команду, полетели. Отставные дипломаты, мои востоковеды, включая двух молодых переспективных ребят, сам Соловьёв. Прилетели, заселились в маленький отель неподалёку от нью-йоркского университета, в старом районе Манхэттена. Мероприятие рядом, на юрфаке, десять минут ходу. Два дня и назад.
Пришли, перезнакомились. Очень милые люди, а декан вообще душка. Потом ещё из Госдепа кадр подтянулся, не самого высокого уровня, но хоть что-то про Сирию знал - единственный из всей этой высоколобой шараги. Была тогда идея с ними в Женеве насчёт неё договориться. ООН, комиссии и комитеты, международное сотрудничество... Ещё не поняли, что нас они всерьёз гнобить собираются, спасибо Обаме. Холодная война против нас на тот момент не развернулась, санкции по Крыму только начинались, война на Донбассе представлялась случайным недоразумением.
Присутствовали от американцев профессора-юристы, среди которых не было ни одного востоковеда. Зато с опытом написания конституций для разных стран после того, как их американцы брали за жабры. Один, этнический индиец, помнится, представившись, сообщил, что писал конституции и для кого-то на Балканах, после войны в Югославии, и для Гаити с ЮАР, как там апартеид пришибли, и для Ирака... Очень этим гордился. Так и хотелось его спросить: что ж там так жить хреново со всеми твоими конституциями, брат? Может, не в конституциях дело?
У нас, кстати, тоже этим увлекаются. Нашли, блин, панацею! Каждый из тех, у кого на это времени хватает, новую конституцию вводит или старую под себя меняет. Кого б она в реальной жизни интересовала... Вот, и нынешний Первый со своими поправками туда же. Носилась с ними вся страна, как сто сорок семь миллионов дураков с писаными торбами. Ну, хотел - проголосовали. Жалко, что ли? Опять же, Лукашенко теперь про новую конституцию речь ведёт. Приму, говорит, и после могу новые выборы провести. Как будто после того, как он с поста уйдёт, её на следующий день не отменят, а его не схарчат с потрохами. У наших, что ли, этих глупостей набрался?
Ну, ладно. Про поездку. Заседать на нью-йоркском университетском юрфаке одно удовольствие. Зал под стеклянным куполом, на верхнем этаже здания, вокруг зала балкон с монументальными перилами, на который, если что, выйти покурить можно. Тогда в Америке ещё курили, хотя из зданий на Манхэттене уже в основном выгоняли - бедолаги у входов тусовались в любую погоду, совсем, как в нынешней Москве. Обед в университетском клубе, в том же здании, с официантами. Ужины в маленьких соседних кабачках, в неформальном стиле. По московским меркам интерьер ни о чём и еда средненько, по местным академическим - шикарно. Особенно для иностранных гостей. Ну, честно старались американцы. Они не виноваты, что для нас это в 2016-м было уже никак, хотя в 1990-м сошло бы за роскошь. Правда в ходе ответного визита их в Москве Соловьёв так размещал и кормил... Ну, по этой части теперь МЫ сверхдержава.
Итак, заседание. Штатовцы несут полную чушь, из которой следует, что их главная задача впарить свой проект сирийской конституции Госдепартаменту и под него бюджет выбить. Кто б сомневался. А наши, стало быть, должны его в МИД РФ затолкать. И как ту конституцию примут (куда сирийцы денутся), так там гражданской войны не будет, а будет мир, благолепие и полная демократия. И Асада не будет. Он же диктатор. Точь в точь, как теперь Батька. Хотя он на тот момент как раз вовсю отбивался, в отличие от Александра Григорьевича. Наши на них косились изумлённо, но особо не спорили. Чего спорить с яйцеголовыми, живущими в своём собственном мире людьми? Но говорили про конкретику. Группировки, боевики, иранские, турецкие, саудовские и катарские кураторы террористов и местных милиций...
В общем, каждый о своём. Идти параллельными курсами, не особо обращая внимание на собеседников, для таких мероприятий норма. Бюджет списан? Списан. Спонсор доволен? Доволен. Потрындели, перекусили, выпили, перезнакомились, подружились. Потом эти к тем едут. Так у многих вся жизнь и проходит. Абсолютно бестолковые тусовки, для многих заменяющие суть дела и не имеющие к ней никакого отношения. Отчего сам таких больше не провожу и давно в них не участвую. Времени и денег жалко. Но тут Соловьёв попросил, а он друг. Ладно, потерпим бестолочь американскую, милую, но абсолютно не от мира сего. Жалко, что ли?
Практиком от них был один госдеповец. А может и црушник, действующий под дипломатической крышей. Он на конкретику реагировал и даже иногда что-то разумное говорил. Хотя больше слушал. Его туда явно присматривать за русскими послали, да и за своими, чтоб чего не наболтали сдуру. Но было ему скучно до смерти, особенно когда про конституцию свою бодягу профессора несли. Узок круг американских экспертов, страшно далеки они от реальности, а денег всем им хочется... Вот и отбивают как могут. Благо, спонсор всего этого, молодой, очень богатый и очень самоуверенный еврейский мальчик, там тоже был. На него они впечатление и производили.
За обедом сообщили, что на Нью-Йорк идёт снежный шторм и попросили закругляться быстрее, а то метро закроют и повара с официантами домой не попадут. Ну, кофе допивали в блиц-режиме. Аэропорты тоже закрывали, так что Рудольфыч, у которого был, как всегда, очередной эфир, сменив билет, умчался в Россию, распрощавшись с участниками толковища. И, как показали дальнейшие события, правильно сделал. Потому что пошёл снег.
Сначала это был снег. Потом Снег. А потом и СНЕГ. Сто раз в Америке приходилось в снегопады попадать, особенно в Нью-Йорке, где бывал больше, чем в любом другом городе этой страны, но такого ни разу ни до, ни после не видел. Правда, местные каждый раз клялись, что это исключение и обычно у них так не бывает. И с учётом полного отсутствия в городе нормальной снегоуборочной техники, явно были в этом уверены. Да что, техника! Там лопату нормальную, прочную, купить - дикая проблема. Может, на Аляске они есть и в горах, где лыжные курорты, тоже, но не на побережьях. В отличии от буранов.
Впечатление было, что начался Апокалипсис. Сидим. Говорим. В зале тепло, светло и мухи не кусают. А снаружи метёт. По куполу бьют снежные разряды. Балкон за большими, от пола до потолка панорамными окнами, потихоньку заполняется снегом. Сначала по колено. Потом по пояс. Потом по самые перила - где-то по грудь. А в углах, где он к колоннам примыкает, и до самых перекрытий - метра на три. Полное впечатление, что наступил новый ледниковый период. Только как-то очень уж быстро наступил... Что снаружи непонятно. Есть там что-то, или уже нет, остался один снег и мамонты ходят. До какого уровня его в городе намело, тоже непонятно. Может, на два этажа. Или на двадцать два... Природа. Не Нью-Йорк, а Антарктида какая-то...
Ну, завершили, уже темно, сугробы на балконе такие, что выйти невозможно, да и зачем? С головой в снег уйдёшь. Даже купол замело, несмотря на ветер, который снежные намёты долго с него сносил. Нырнули, по колено в сугробах, в дверь соседнего ресторанчика, весело провели вечер, отвлёкшись от происходящего снаружи. Вышли - ночь, сугробы на улицах до плеч, а то и выше между ними прокопаны узкие дорожки - до больших улиц, по ним прокопано пошире, может патрульная полицейская машина проползти. Но в одну сторону. Они и ползут, изредка. Движение запрещено, больше никто не ездит. Машины замело полностью, все под снегом стоят, на крышах сугробы. И где-то там туристический минивэн, который из отельчика до университета подвозил. Сгинул в ночи и метели, как мальчик Кай в плену у Снежной Королевы.
Куда идти, более или менее понятно, сыты, слегка под шофе, ветер уже не дует, снег ещё падает, но тихо и торжественно, как в рождественских фильмах. Белое всё кругом. Нью-йоркеры из домов повылазили, кто на лыжах гоняет, кто на снегоступах, кто в санки дога или хаски запряг, детей катает... На расчищенных дорожках снега немного, проваливаешься чуть выше щиколотки. Главное вертикально ногу ставить, чтоб снег в ботинки не набился, и перемещаться, как цапля, высоко поднимая колени. При должной осторожности ноги почти не промокают. Но это если обувь зимняя...
Вообще-то в такую погоду только валенки и носить. Или унты. На худой конец угги. Да кто ж подумать мог, что в Штаты, в Город Большого Яблока, с валенками ехать надо?! То есть понятно, всякое бывает, но не до такой же степени? Оказывается, до такой. Более или менее, но все к отелю шли и дошли. Полярники поневоле. Хуже всего пришлось молодому здоровенному красавцу-карачаевцу, арабисту, мгимошнику, как положено парню с Кавказа, борцу, специалисту по нефтянке и бывшему дипломату с опытом работы в Катаре, напоминавшему внешностью типичного неаполитанца, который был одет в лёгкую стильную курточку и модные остроносые туфли. Шапку и шарф он с собой не взял в принципе. И выглядел... В общем, жалко его было страшно. Офицер Великой Армии Наполеона после отступления из Москвы. Но добрался и он. Упорный был парень, американцы с него балдели. Они таких русских отродясь не видели. Правда, востоковедение он в итоге забросил и начал поэзией и философией заниматься. Ну, с мужчинами это бывает.
На следующий день уже не мело. Позавтракали, без особых роскошеств, добрели до универа по чуть расширенным тропкам-дорожкам, отсидели до обеда, были накормлены гостеприимными хозяевами в очередном ресторанчике, с участием высокого гостя, представителя России в ООН, и отбыли, уже на минивэне, спать. Метро - сабвэй ещё не работало, но кое по каким улицам уже можно было проехать. Снег вывозили огромными грузовиками, вокруг каждого из которых тусовалась команда из спешно нанятых на разовый аврал бомжей, преимущественно правильного политкорректного чёрно-коричневого цвета, разных оттенков, закидывавших его туда хлипкими, державшимися на соплях и паре гвоздей фанерках, прикрепленных к палкам, типа ручек от швабр, которые с натугой изображали из себя лопаты. Душа болела на этот идиотизм смотреть. Но не до такой степени, чтоб их подменять, хотя руки чесались...
На следующий день посадили с утра в тот же минивэн и повезли в аэропорт - через Манхэттен, Бруклин и Квинс, с заездом к мемориалу на месте Всемирного Торгового Центра, который тогда только построили. Ну, ребята пошли его смотреть, а вот автор не смог. Бывал там до 11 сентября часто в местном книжном, "Бордерсе", сувениры для жены в местных магазинчиках покупал, на город и его окрестности со смотровой любовался, с детьми на открытой площадке, на самом верху фотографировался... Да и наблюдал, как он обрушился, в прямом эфире. Не дай Б-г... Идти туда на экскурсию, это как на могиле у знакомых топтаться было. Неправильно и нехорошо. Так что остался в автомобиле. И не пожалел.
Первый раз в жизни такое увидел - спустился откуда-то с небоскрёба огромный, белый в рябинку ястреб, с пронзительно жёлтыми глазами и желтоватым клювом на круглой мощной голове, сел метрах в двух от минивэна на сугроб, потом перелетел на ветку росшего по соседству дерева, посидел минуты три-четыре, раскрыл крылья и улетел. Потрясающее было зрелище. Потом понял: город заметен, всё белым-бело, машин нет, крысы из подвалов и закрытого метро, где они обычно людей стремаются, в поисках пищи на снег вышли, туда-сюда бегали. Серые и чёрные крысиные промельки на снежно-белом - самое время для охоты. Ну, птиц и охотился. И явно не один... Ушёл бы с остальными, никогда бы этой красоты не увидел. И рассказали бы, не поверил: Манхэттен же, какие ястребы среди бела дня? Оказывается, бывает и такое.
Кормили нас перед отлётом "У Каца", в знаменитом еврейском ресторане, который там стоит с невесть каких дореволюционных времён. Крепчайший мясной бульон со здоровенной, на всю чашку фрикаделькой из мацы - "мацеболл", сэндвич с нежной и чуть влажной говяжьей ветчиной "пастрами" - два ломтя хлеба, между которыми зажата гора тонких мясных пластов, весом в полкило, малосольные бочковые огурцы... Ну, меню там большущее, порции такие же - съесть всё взятое нереально. Желающие поэкспериментировать могут потренировать организм на холестерин. С горчицей, кетчупом и пивом самое то. Кстати, пирожок со сладковатым бататом тоже оказался зачётный. Не смог отказать себе в удовольствии попробовать.
На стенах сплошная антисоветчина, времён Вьетнамской войны: "лучше быть мёртвым, чем красным" и всякое такое. Воевал там кто-то из хозяев. Старые фото знаменитостей, которые там бывали, пожелтевшие вырезки из газет, где про ресторан писали, прикольные раритеты из прошлых времён... Очередь идёт быстро, конвейер. В туалете на полу... опилки. Их периодически подметают и подсыпают свежие. То ли стилизация под старину, то ли с самого начала так было. Народу нравится. А неподалёку, на другой стороне улицы, на плоской крыше невысокого здания, статуя Ленина с простёртой в будущее рукой. Трофей, вывезенный откуда-то из Союза. По Америке таких много стоит. Особенно, почему-то у ресторанов и в торговых центрах. Не Ильич ли им нынешний, их собственный акт мировой революции и обеспечил? Вот ведь, чего не ждали...
Ну, доехали в аэропорт, выгрузились у терминала. Обратный рейс с пересадкой, через Хельсинки. Ждали-ждали, к ночи вылетели. Спасибо и на том. В аэропорту всё закрыто, перекусить и то негде. Сказался и на них снежный шторм. Хотя в Нью-Йорке такое запросто и без буранов бывает. Не Москва, где теперь всё и везде круглосуточно. Это не они "город, который никогда не ложится спать". Это мы такой город. При Лужкове-пчеловоде таким был. При Собянине-таёжнике. И после него будет. Кого на Москву не ставь, как её ни пластай, правильный город. При всех властях уцелеет. Прилетели, Г-ди, как хорошо! Снег с улиц убран, машины ездят, люди ходят, всё открыто, огни горят... Как в другой мир попали. Хотя ястреб был хорош. И пастрами в "У Каца". Да и вспомнить есть что. Про университетские посиделки этого не скажешь, скучно было. О чём с ними говорить? Про Сирию с Шойгу, Герасимовым и Рудским тогда говорить имело смысл, а не с американскими теоретиками, строителями её будущей конституции. Ну, дай им Б-г пенсий хороших. Гостеприимные были люди. Они не виноваты, что начальство их - сплошные идиоты. Так жизнь распорядилась.
Похожие статьи:
Политика → Внимание: говорит и показывает Джен Псаки
СМИ → В США за сутки разбился второй истребитель
Геополитика → Американский аналитик: обострение американо-азербайджанских отношений
Политика → Лавров: Запад ищет повод для третьей волны санкций
Мнение редакции может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Благодарим каждого зрителя за внимание к нашему творчеству, за ваши комментарии. - 13263943
Нет комментариев. Ваш будет первым!