Станислав Тарасов - Карабах: на чьей стороне окажется «дьявол»
После сочинского саммита президентов России, Азербайджана и Армении глава МИД России Сергей Лавров выступил с некоторыми уточняющими, но многозначительными пояснениями. Он заявил следующее: «Подавляющая часть практических аспектов армяно-азербайджанского урегулирования согласована, но главные вопросы еще не решены». В этой связи президенты трех стран поручили главам МИД «продолжать работу по реализации достигнутых ранее договоренностей о совместном расследовании инцидентов и работе по их предотвращению». При этом Лавров напомнил, что «в свое время между Азербайджаном и Арменией было не только заключено соглашение о прекращении огня, которое периодически нарушается, но и были достигнуты договоренности о совместном расследовании инцидентов и выработке дополнительных мер, которые позволили бы такие инциденты предотвращать». Причем, по словам Лаврова, эта работа будет продолжаться «параллельно с работой по согласованию практических аспектов урегулирования».
Так вырисовываются контуры обозначенного сценария дальнейших действий: вывести Баку и Ереван на подписание соглашения или договора о прекращении юридически сохраняющегося между ними состояния войны, одновременно продолжать работу над частью «практических аспектов армяно-азербайджанского урегулирования». Это выводит на предположение, что Минская группа ОБСЕ уже положила на стол президентов Азербайджана и Армении «Дорожную карту» по карабахскому урегулированию. Она основана на шести Мадридских принципах, предусматривающих признание за Карабахом так называемого промежуточного статуса, ввода на линию соприкосновения конфликтующих сторон международного миротворческого корпуса и освобождение азербайджанских районов. Дискуссия - если судить по отрывочным «утечкам» со стороны бакинских политологов - ведется вокруг «нюансов»: состоится ли одновременное признание промежуточного статуса Карабаха с началом освобождения азербайджанских районов или сначала должно следовать освобождение районов и затем решение проблемы статуса Карабаха. Поэтому педалирование Алиева на переговорах в Сочи только на известные четыре резолюции Совета Безопасности ООН, высказанный скептицизм в адрес работы Минской группы ОБСЕ является свидетельством того, что Баку стал дистанцироваться от «Дорожной карты», а значит и от общей позиции стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ. Тогда возникает вопрос: «А с чем приезжал Алиев в Сочи?»
Сошлемся вновь на некоторые суждения близких к власти азербайджанских политологов. Они полагают, что «встреча в Сочи больше всего была нужна Владимиру Путину, потому что происходила на фоне геополитической конфронтации между Западом и Россией из-за событий на Украине, следствием которой во многом стала и эскалация в последнее время насилия в зоне нагорно-карабахского конфликта». Более того, якобы «Путину нужно было показать миру, что Россия является сторонницей мира и посредничает для примирения Армении и Азербайджана» и «продемонстрировать ее особую решающую роль на Южном Кавказе». Так они выстроили следующую схему: Россия будет вести собственное посредничество вне триумвирата сопредседателей Минской группы ОБСЕ, где партнерами РФ являются Франция и США, что позволит Азербайджану не только торпедировать не «Дорожную карту», но и в перспективе развалить Минскую группу ОБСЕ.
Второй момент: Баку считает, что «Путин хочет включить Азербайджан в Таможенный союз». Раз так, то Москву можно «кормить» обещаниями своего возможного участия в этом проекте. На данном этапе же - через осложнения в зоне карабахского конфликта затормозить членство Армении в Таможенном и Евразийском экономических союзах. На Москву оказывалось «тонкое давление» с расчетом на то, что украинский кризис сделает ее более податливой.
Если это действительно так, то Алиев в Сочи потерпел полный провал. Москва не вышла из «международного ансамбля» по карабахскому урегулированию, что загоняет Баку в определенную структурную изоляцию. Более того, как заявил глава МИД России Лавров, «карабахский конфликт не будет препятствовать вступлению Армении в Таможенный союз». По его словам, «Армения вступает в Таможенный союз как Армения; Нагорный Карабах не имеет к этому какого-либо отношения, о чем неоднократно говорил президент Армении». Потенциально такая позиция «подвешивает» уже Азербайджан. Может быть и так, что в отношении Баку и Еревана будет использована технология принуждения к исполнению Мадридских принципов, либо Карабаху решением Совета Безопасности ООН будет придан статус «особой зоны», чтобы лишить конфликтующие стороны соблазна вступить на путь решения проблемы силовыми средствами. Как выразился Лавров, «дьявол всегда в деталях, и самые сложные вопросы пока еще не решены». Вот почему работа над несогласованными практическими аспектами карабахского урегулирования должна быть ускорена.
Похожие статьи:
Геополитика → Станислав Тарасов. Евросоюз в эпицентре кризиса: сценарии
Геополитика → Станислав Тарасов: Москва должна расстаться с эпохой «дружбы народов»
Геополитика → Станислав Тарасов: ИГИЛ - Большой Курдистан - Большой Азербайджан
Война → Станислав Тарасов: Армения может отказаться от Цюрихских протоколов с Турцией
News → Нагорный Карабах: Ветераны великой войны
Геополитика → Станислав Тарасов: Анкару могут вовлечь в вооружённую борьбу против Халифата
Мнение редакции может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Благодарим каждого зрителя за внимание к нашему творчеству, за ваши комментарии. - 13239821
Нет комментариев. Ваш будет первым!