За последний месяц даже самые прежде неискушенные в вопросах религии комментаторы четко усвоили разницу между томосом (как неким церковным документом) и Томасом (как широко известным мультяшным котом) – за что спасибо Варфоломею, нынешнему главе стамбульского квартала Фанар, где базируется так называемая вселенская патриархия.
Мы говорим «так называемая», поскольку из вселенского у данной (когда-то весьма уважаемой в мире) христианской поместной церкви сегодня осталось только историческое название и нынешние амбиции Варфоломея, которого не устраивает титул «первый среди равных» – католический вариант «наместника Бога» ему нравится куда больше.
Претензии Варфоломея на статус «православного папы» давно известны во всех прочих поместных церквях мира, однако вменяемые поместные патриархи (включая и всеяроссийского Кирилла) хотя и относились к таким претензиям резко негативно, но всегда держали этот мусор под ковром, категорически избегая любых публичных и, тем более, официальных демаршей – ну, блажит себе стамбульский старичок, да и пусть с ним, лишь бы на деле командовать не пытался.
И вот – здравствуйте вам! – этот милый дедушка вдруг на самом деле попытался реально покомандовать всем православным миром!
Можно высказывать только предположения о тех рычагах и суммах, которые были использованы для давления на Варфоломея со стороны его давних «друзей» (чаще обозначаемых как кураторов) из Турции, США и даже, не исключаем, из Ватикана – обо всех этих устойчивых и более чем интересных контактах Варфоломея мировая пресса рассказывала неоднократно.
Оставляя в стороне конспирологические версии (а их немало!) причин и нюансов случившегося, попробуем оценить лишь самые главные последствия.
Нанесен ли удар по России? – да, несомненно, и удар более чем болезненный, это факт. Украина для русского православия всегда значила очень и очень много – как, впрочем, и вообще для Российского государства или, говоря совсем уже глобально, для всего русского мира.
Тем не менее, и Российская Федерация и РПЦ спокойно перенесут эту временную потерю – временную, поскольку нынешнее состояние украинских дел само по себе явление нестабильное и зыбкое, все довольно скоро изменится и очень кардинально.
Безумно жаль немалого ущерба, ожидающего не только многочисленные приходы УПЦ МП (то есть – прямо связанные с Россией), но и православные жемчужины мирового уровня – Лавры и монастыри на ныне украинской территории – их могут попросту разграбить.
Очень хочется надеяться, что обойдется без кровопролития и российские монастыри в итоге просто пополнятся новыми насельниками, что, кстати говоря, будет для российской православной действительности весьма полезным.
Так что для России и российского православия новая киевская незалежность в формате автокефальности ничуть не смертельна, а, скорее даже несет в себе немало неожиданных плюсов.
Во-первых, это должно по-настоящему хорошо встряхнуть всю российскую внешнюю политику – именно всю, а не только узкоцерковное ведомство всегда сугубо благостного композитора и сладкоголосого певца нашего патриарха по имени Илларион.
Как нам представляется, пока Илларион вдумчиво аранжировал свою очередную рождественскую (или пасхальную – тут разницы нет) кантату, а Лавров обеспечивал дипломатическое прикрытие интересов российского олигархата – именно тогда Российское Государство и РПЦ синхронно просРпали Украину, и лишь вежливые путинские телохранители еле-еле сумели сохранить для нас стратегически незаменимый Крым.
Именно поражение министра Лаврова на украинском направлении сделало здесь же неминуемым последующее поражение митрополита Иллариона, этот очевидный факт нельзя списать исключительно на «продажность Фанара».
В идеале обоим этим откровенным лузерам пора было бы уступить свои посты более ответственным персонажам – хотя, конечно же, ни Путин, ни Кирилл не признают своих провалов необходимым кадровым реагированием, но хоть какие-то звоночки у них прозвенят.
Во-вторых, и это самое главное в плане мировых православных дел, откровенно и нескрываемо «папистский» поступок Варфоломея ставит всю фанарскую (некоторые, напомним, по исторической инерции говорят – вселенскую) патриархию в положение совсем уже сбрендившего диктатора, пытающегося публично управлять ходом независимых от него звезд.
Даже если «кураторы» Варфоломея сумеют ненадолго купить для него поддержку в некоторых финансово-слабых и весьма зависимых от политики поместных церквях (например, в греческой или грузинской), то это ничего особо не изменит ввиду жесткой позиции РПЦ и таких наших союзников, как Александрийская, Сербская и Антиохийская поместные церкви.
Трудно представить себе более грандиозный маразм, чем отмена документа 300-летней давности – но это же было сделано!
Еще более впечатляет нынешнее признание Варфоломеем украинского лже-патриарха Филарета, запятнавшего себя публичной изменой публичной же клятве, принесенной не где-нибудь в ночи фанарской подворотни, а на Святейшем Синоде РПЦ – но и это теперь свершившийся факт, подписанный всестамбульским Синодом под председательством «папы Варфоломея».
Да, это жесткий раскол, несомненно.
Но это отнюдь не новый и не смертельный для мирового православия раскол, на который рассчитывают враги православной веры.
Это всего лишь завершение процесса, начатого еще в Иерусалимском Храме, откуда Христос выгнал менял и торговцев.
Запредельный цинизм последних времен – а мы, как становится все более очевидным, живем именно в эти времена – выразился в том, что сегодня торговцы из храма уходят сами, таков их осознанный выбор.
Мнение редакции может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Благодарим каждого зрителя за внимание к нашему творчеству, за ваши комментарии. - 13172434