В новом еженедельном выпуске "Ищенко о главном" политолог Ростислав Ищенко прокомментировал ряд актуальных тем этой недели:
- шансы Порошенко стать президентом;
- объединение униатов и новой церкви на Украине;
- два народа Украины: украинцы и галичане;
- выход Великобритании из ЕС.
#Томос
Ростислав Ищенко - политолог, аналитик, президент Центра системного анализа и прогнозирования.
Ростислав Ищенко: На Украине полным ходом идет избирательная кампания. С 1994 года любые украинские выборы являются борьбой двух группировок: тех, кто пытается власть сохранить, и тех, кто пытается к власти прорваться. Мне могут возразить, указав на то, что так можно охарактеризовать любые выборы в любой стране. Это, однако, было бы слишком значительным обобщением
Дело в том, что везде: и в Европе, и в США, и в России, и в Китае, и в квазидемократиях (легко перетекающих в диктатуры) Африки и Латинской Америки — борьбу за власть, как правило, ведет несколько групп, оформленных в политические партии. Идеологические различия имеют большое значение. Даже правящие коалиции создаются с большим трудом и не всегда, а основных блоков в парламентах обычно больше двух (кроме правящего большинства и основной оппозиции, наличествует ещё 1-3 блока или партии, представляющие третью силу).
На Украине же все политические партии, которых там только зарегистрированных — три с половиной сотни, независимо от декларируемых идейных принципов, делятся на два блока: «за власть» и «против власти». Причём принципиальная оппозиционность партий и политиков, входящих в блок «против власти», заканчивается не тогда, когда власть принимает их программу, а когда их приглашают во власть.
Так, партии, поддержавшие номенклатурно-бюрократический блок, продвинувший в декабре 1991 года в президенты Украины Леонида Кравчука, на досрочных выборах 1994 года поддерживали уже блок «красных директоров», желавший сменить Кравчука на Кучму. В 1999 году фаворитом был блок олигархов, выращенных Кучмой и перехвативших политическую власть. В 2004 году боролись «миллионеры против миллиардеров». Начиная с 2010 года широкие коалиции уступили место семейным кланам и политикам-одиночкам.
Это объясняется резким сокращением доступного для освоения ресурса. Власть больше не могла защищать интересы широких социальных прослоек, делясь ресурсом со всеми их ведущими представителями. Соответственно, роль партий начала падать, они стали мельчать. Если раньше несколько крупных бизнесменов могли вкладываться в одну партию, то теперь нормально иметь по партии на бизнесмена. Крупные же олигархи могут одновременно вкладываться в несколько партийных проектов.
Для доступа к ресурсу уже недостаточно попасть в победившую коалицию. Главная цель заключается в том, чтобы получить контроль над одной или несколькими ключевыми должностями после выборов.
Рассматриваемые в традиционной схеме выборы 2019 года чаще всего представляются борьбой Порошенко и Тимошенко. Возможны варианты, при которых во втором туре Тимошенко может не встретить Порошенко или Порошенко будет бороться не с Тимошенко. Однако до второго тура именно эти двое считаются фаворитами (несмотря на данные опросов), и основные коалиции формируются вокруг них.
При этом надо иметь в виду, что большей части украинских олигархов не улыбается перспектива выбора между Тимошенко и Порошенко. Они рассматривают это как выбор из двух зол. Порошенко нужен только участникам схемы «Роттердам+» и подобных. В этом бизнесе он в доле и обеспечивает его функционирование. Тимошенко пугает даже ближайших соратников своей зачастую иррациональной мстительностью и непредсказуемостью, а также готовностью платить любую цену за реализацию своих планов.
Мнение редакции может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Благодарим каждого зрителя за внимание к нашему творчеству, за ваши комментарии. - 13307159