Станислав Тарасов: Статус Нагорного Карабаха
Министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Мамедъяров выступил с очередным заявлением по карабахскому урегулированию. По его словам, «уступка в нагорно-карабахском вопросе может быть сделана только в рамках территориальной целостности Азербайджана». Министр также отметил, что «предоставление статуса Нагорному Карабаху — это не тот вопрос, который должен решаться сейчас». «Позиция Азербайджана очень конструктивна. В первую очередь, военнослужащие с обеих сторон должны быть отведены, вынужденные переселенцы возвращены домой, дороги открыты. Потом нужно будет восстановить все связи. С этой точки зрения армянские военнослужащие должны быть выведены из семи оккупированных районов вокруг Нагорного Карабаха. После этого Азербайджан позволит открыть все дороги и коммуникации. Будем стараться постепенно налаживать нормальные отношения в регионе», — подчеркнул глава МИД Азербайджана.
Возникает множество вопросов. Сопредседатели Минской группы ОБСЕ совершат очередной визит в регион в конце июля. Накануне они провели консультации в Вашингтоне, на которых обсудили карабахский конфликт и усилия по его урегулированию. Помимо этого они провели встречи с помощником госсекретаря США Викторией Нуланд и другими высокопоставленными представителями правительства США. Как известно, переговоры между Азербайджаном и Арменией по поводу урегулирования карабахского конфликта ведутся на основе Мадридских принципов, в которых в целом прописана стратегия пошаговых действий: легитимизация статуса Нагорного Карабаха путем юридического волеизъявления и получения на это согласия Азербайджана, а также вывод карабахских войск с ряда территорий. Ранее Азербайджан не раз заявлял, что в первую очередь необходимо решить проблему освобождения районов, а затем перейти к вопросу по определению статуса Карабаха. В рабочем варианте фигурирует вопрос о его так называемом промежуточном статусе с выходом на последующий референдум.
Эксперты уже не раз обращали внимание на то, что если раньше речь шла о возвращении беженцев исключительно в пяти передаваемых Азербайджану районов, то сегодня вроде бы говорится об их возвращении уже в Нагорный Карабах. Но это вопросы технического свойства, которые поддаются решению при определенных устойчивых гарантиях мирового сообщества. Поэтому, когда министр Мамедъяров заявляет о какой-то «уступке в нагорно-карабахском вопросе», хотелось бы узнать, кто именно из стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ предлагает Баку такую «уступку». Кстати, попытки поменять очередность составляющих пунктов Мадридских принципов и их интерпретации пытался провести в мае 2014 года американский сопредседатель Джеймс Уорлик в своем выступлении в вашингтонском Центре Карнеги. Если Баку полагает, что на данном этапе Мадридские принципы невозможно реализовать по техническим, либо политическим или геополитическим причинам, то почему бы не заявить об этом открыто, тем более что речь ведется о национальном строительстве и формировании государственности армян и азербайджанцев в самом широком смысле слова. Если Баку склонен считать, что карабахский конфликт имеет только внутреннюю природу, то чем можно объяснить его информационно-политическую борьбу прежде всего против своих граждан — армян Карабаха, что лишает стороны доверия друг к другу. Если же Баку уверен в геополитической природе этого конфликта, то каких перемен он дожидается на этом направлении? На наш взгляд, азербайджанская политическая элита не может соскочить с наезженной колеи и делает ошибки в прогнозах постсоветской трансформации, полагая, что ей удастся удержать доставшееся от большевиков геополитическое наследство.
Грузии и Украине сделать это не удалось. Поэтому складывается устойчивое ощущение того, что Баку рассчитывает решить эту проблему через какую-то закулисную «сделку», без её публичного обсуждения, опасаясь того, что переговорные реалии дестабилизируют общество, которому публично демонстрируют только радикальные и жесткие подходы к параметрам и возможным итогам карабахского урегулирования. Стоило бы прислушаться к мнению депутата Милли Меджлиса, политолога Расима Мусабекова, который предлагает «подумать и о созыве Минской конференции, как это предусматривалось мандатом ОБСЕ, чтобы определиться с самым трудным вопросом — статусом Нагорного Карабаха». Давно пора, поскольку без участия Степанакерта в переговорном процессе всё пробуксовывало и будет дальше пробуксовывать.
ИА REGNUM
Похожие статьи:
Геополитика → Станислав Тарасов: Анкару могут вовлечь в вооружённую борьбу против Халифата
Геополитика → Станислав Тарасов: Москва должна расстаться с эпохой «дружбы народов»
Война → Станислав Тарасов: Армения может отказаться от Цюрихских протоколов с Турцией
News → На фестивале вина в Нагорном Карабахе
Политика → Станислав Тарасов - Карабах: на чьей стороне окажется «дьявол»
Геополитика → Станислав Тарасов: ИГИЛ - Большой Курдистан - Большой Азербайджан
Мнение редакции может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Благодарим каждого зрителя за внимание к нашему творчеству, за ваши комментарии. - 13168548
Нет комментариев. Ваш будет первым!