Курс рубля: прогноз на весну
Курс рубля, вопреки ожиданиям пессимистов, отнюдь не устремился с началом 2021 года к курсовой отметке «100» относительно доллара. Даже к евро такой рублёвый курс сейчас вряд ли возможен.
Судя по активности комментаторов, регулярно предрекающих то девальвацию, то дефолт, то мировой кризис, рубль, как мартовского зайца, очень хотят видеть «буйно помешанным». Или, по крайней мере, вынужденным постоянно вести себя так, словно сейчас время (нет, не пить чай, как в сказке) падать по курсу.
А ведь чтобы преодолеть такие важные (прежде всего с психологической точки зрения) рубежи, как 100 рублей (не важно, за какую из валют), нужен повод посильнее американских выборов или очередной порции санкций.
Даже «Северный поток-2» теперь по всем признакам может дать только повод к снижению курсов мировых валют, но никак не рубля. Рубль поддерживает, среди прочего (но едва ли не сильнее этого прочего), почти полное отсутствие спроса на валюту со стороны населения.
И дело тут даже не в проблемах с туризмом, а в том, что у кого-то нет желания (а у большинства населения – возможности) делать валютные сбережения. Уровень жизни, по данным, которые можно считать почти официальными, упал из-за пандемии у более чем 60 процентов населения России.
Но мы, к счастью, в этом отношении отнюдь не впереди планеты всей. Хотя россиянам, в отличие от европейцев или американцев, никто материально помогать реально просто не собирается.
Пусть это и оправдывают необходимостью избежать инфляции, но обо всех иных факторах, которые ту же инфляцию стимулируют, почему-то при этом молчат.
Зато в пользу рубля сейчас и нефть, и большие резервы, и сбалансированный худо-бедно бюджет, и относительная политическая стабильность. Но это факторы весьма общего плана, а тарифы – конкретны, как вражеские танки.
Осмелимся поэтому предположить, что к концу марта рубль совсем немного, но снизится к евро и доллару. До 91–92,5 рубля за европейскую валюту и 74–76 рублей за американскую.
Во-первых, этому поспособствует рост цен на электричество чуть ли не по всей России. Это уже, увы, свершившийся факт.
Во-вторых, уже к тому же выросли и тарифы ЖКХ. Увы, но в большинстве регионов. Хотя и не по всем статьям.
И наконец, в-третьих, о ценах на бензин (растущих и до, и после, и вместо) и говорить не стоит.
Ближе к лету бензиновый фактор начнёт сказываться ещё сильнее, но надолго его вряд ли хватит. Рост деловой активности сам по себе должен нивелировать не слишком большое, пока (что уже неплохо) подорожание топлива.
Причём, прежде всего, за счёт того, что он обеспечит и рост потребительского спроса. И не только сезонный, а также рост поступлений в казну. В первую очередь, разумеется, налоговых, которые по определению не валютные, а рублёвые.
Итак, за нефть, которой особо дорожать уже некуда, рубль отдуваться не должен. Но, переходя к фактору банков, в том числе и Центрального, отметим, что стабильный или хотя бы чуть менее слабый, чем сейчас в отношении к евро и доллару, рубль всё-таки нужен.
Он вполне мог бы стать неплохим подспорьем для экономики. И не только – для граждан тоже. Однако широкая публика на это сейчас, вообще, вряд ли обратит внимание.
Просим извинить за повтор, но стабильно дорожающая уже на протяжении почти года нефть отнюдь не помогла российскому рублю. И всё дело тут, разумеется, не собственно в нефти, а в позиции национального регулятора – Центробанка.
Сегодня он отнюдь не в центре внимания, что вполне устраивает его руководство, продолжающее вкладываться во что угодно, но только не в собственную валюту. И даже не в реальные рублёвые активы, и уж тем более не в благополучие граждан, обеспечивающих пресловутый потребительский спрос.
В Банке России сейчас не слишком афишируют, но и не слишком опровергают стойкую приверженность к политике слабого рубля. Именно поэтому мы и предположили некоторый откат рубля в марте.
Апрель для рубля станет временем небольшого роста из-за начала активной кампании расчётов с бюджетом. Единственное, чего стоит опасаться, это финансовых последствий пандемии, когда могут состояться многочисленные отложенные банкротства.
Далеко от итоговых мартовских курсовых отметок, однако, не уйдут ни доллар, ни евро. В мае 2021 года также нет оснований для падения рубля или же его скачка вверх.
Если, конечно, не случится чего-либо эпохального. Вроде какого-нибудь локального конфликта, и это негативный сценарий. Или же опережающего пуска «Северного потка-2», но это сценарий уже более чем позитивный.
Кстати, ещё и поэтому, из опасения неожиданностей, чрезмерно сильный рубль попросту не нужен ни только Центральному, но и коммерческим российским банкам. Тем более, что в качестве кредитного он так дорог, как мало какая из иных валют.
В этом плане конкурентом ему могли бы стать, например, стремительно плывущая по течению вниз турецкая лира или же регулируемый лично монархом саудовский риял. Но им обоим мешает главное – строгие нормы ведения финансовых дел в мусульманских странах.
И в светской Турции, и в глубоко религиозных арабских странах грязные дела с процентами перекладывают на чужие плечи и на операции с долларами и евро. В долг благочестиво дают не под проценты, а с условием последующего участия в прибылях от бизнеса.
В России же институт кредитования уже многие годы как превратился в подобие самодостаточных финансовых пирамид. И в качестве спасательного круга для заигравшихся организаторов периодически используется не только тривиальный вывод средств за рубеж.
Самой опасной тенденцией становится подпитка многоступенчатых кредитных схем из бюджета. Причём это осуществляется, как правило, не напрямую, а через размещение и регулярный выкуп ценных бумаг, совсем не обязательно государственных.
Просто колоссальная маржа, когда потребительский кредит зашкаливает за 20 % годовых. А купонные выплаты никогда не превышают учётной ставки ЦБ и гарантируют прибыли, какие никому за пределами РФ даже не снились.
К тому же, любой мало-мальски приемлемый кредитный процент, как в той же ипотеке или при автокредитовании, неизменно сопровождается множеством нагрузок, в первую очередь – страховых.
По принципу пирамид сейчас функционируют почти все отрасли отечественной экономики, способные получать существенные прибыли.
Наряду с IT-сектором и торговлей к сооружению кредитных пирамид банки давно успешно подтянули и строительный и аграрный секторы, а также пресловутые отверточные производства.
Похожие статьи:
Аналитика → Валентин Катасонов: Почему не сыграла ставка Центробанка?
СМИ → Заявление Путина повысило курс рубля
Общество → 10 главных проблем: «Прогноз по глобальной повестке»
Видео → Время покажет (11.04.2018) Валютная паника
СМИ → Доллар взлетел до 48 рублей, евро превысил 60
СМИ → Эксперты: рубль продолжит падение
Мнение редакции может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Благодарим каждого зрителя за внимание к нашему творчеству, за ваши комментарии. - 13501440
Нет комментариев. Ваш будет первым!